Коллекция шейха Мухаммада Аййада ат-Тантави, поступившая в библиотеку Санкт-Петербургского университета в 1871 г. насчитывает 157 рукописей (среди них 12 конволютов – книг, содержащих в одном переплете фрагменты разновременных и некогда самостоятельных манускриптов). Она уникальна для России, так как была сформирована преимущественно в Египте. В ее составе, конечно же, в первую очередь отразился образ и интересы ее собирателя. Но в то же время и внешний вид книг, и их содержание, и история характерны для книжной культуры родины ат-Тантави. Подавляющее большинство книг было переписано в Египте, Сиро-Палестинском регионе и Северной Африке. Репертуар произведений коллекции также, очевидно, диктуется не только вкусами владельца, но и отражает круг текстов, которые изучались и распространялись в научной среде Египта в начале XIX века. Среди авторов много выходцев из Египта и Северной Африки, преподавателей ал-Азхара, а несколько рукописей переписаны характерным магрибским почерком.
Тематика коллекции
Тематика коллекции соответствует научным устремлениям ее владельца. Большую часть составляют тексты филологического содержания: поэтические антологии, диваны поэтов, отдельные стихотворения, произведения художественной прозы, эпистолярного жанра. Также довольно много сочинений по грамматике арабского языка, риторике, лексикографии. Наряду с классическими авторами – аз-Замахшари (Ms. O. 719, Ms. O. 780, Ms. O. 797, Ms. O. 834-I), ат-Тафтазани (Ms. O. 725, Ms. O. 760), ал-Джаухари (Ms. O. 722) – встречаются также поздние, в том числе выходцы из Северной Африки, как, например, Мухаммад ал-Амир ал-Азхари (1742-816) – ученый из Магриба, получивший образование в ал-Азхаре. Его комментарий на грамматическое сочинение «Мугни ал-лабиб» Ибн Хишама представлен в рукописи Ms. O. 717, переписанной в 1833 г. самим Тантави.
Несомненно, ат-Тантави весьма интересовался историей, географией и сочинениями биографического жанра. Так, в его собрании имеется первый том знаменитого «Краткого изложения истории человечества» Абу-л-Фиды, переписанный, возможно, по заказу самого Тантави в 1837 г. (Ms. O. 806), сочинение по истории Египта ʿАбд ал-Латифа Муваффак ад-дина б. Йусуфа ал-Багдади (Ms. O. 705), биографический словарь Ибн Халликана (Ms. O. 702), историко-географический труд «ал-Маваʿиз ва-л-иʿтибар фи-зикр ал-хитат ва-л-асар» ал-Макризи (Ms. O. 706, Ms. O. 707, Ms. O. 711) и др.
Богословие и юриспруденция входили в круг обязательных дисциплин, которые изучались в ал-Азхаре, и этой тематике также уделено значительное внимание. Так, например, здесь имеется комментарий на догматическое сочинение «Тавалиʿ ал-анвар» Насир ад-дина ал-Байдави (ум. 685/1286), составленное аш‘аритским богословом Абу-с-Сана Шамс ад-дином Махмудом ал-Исфахани (рукопись XV в., Ms. O. 688); прижизненный список супракомментария Закарийи ал-Ансари (1422-1520) на комментарий Ибн ал-Варди на «ал-Хави ас-сагир» ʿАбд ал-Гаффара ал-Казвини (Ms. O. 694), сборник хадисов крупнейшего египетского ученого ас-Суйути (1445-1505) «ал-Джамиʿ ас-сагир мин хадис ал-башир ан-назир» (Ms. O. 695). Религиозная полемика представлена любопытным анонимным трактатом, направленным против христиан и иудеев, других списков которого пока что не удалось найти (Ms. O. 684).
Немало среди книг Тантави и сочинений, посвященных философии и суфизму. В целом можно сказать, что состав коллекции представляет нам ее владельца как широко образованного человека в традиционном понимании ближневосточной культуры XIX в., демонстрирующего живой интерес практически ко всем доступным ему областям знаний и не ограничивающего свой круг чтения узко-специальной литературой.
Внешний вид рукописей
Обычно ученые не заботятся о внешнем виде книг, находящихся в их владении, и не стремятся покупать дорогие, роскошно украшенные экземпляры. ат-Тантави был из их числа: внешне его коллекция выглядит очень скромно. Здесь нет образцов изысканного каллиграфического искусства (хотя целый ряд рукописей переписан достаточно красивым, гармоничным почерком), богатых переплетов, золотых заставок. Лишь семь рукописей можно с натяжкой назвать иллюминованными, но украшения в них достаточно скромны, ограничиваются золотыми рамками вокруг текста на начальных листах и скромными заставками (Ms. O. 702, Ms. O. 704, Ms. O. 727, Ms. O. 733, Ms. O. 743, Ms. O. 765, Ms. O. 773).
Помимо самого ценного переплета рукописи Ms. O. 737, о котором рассказывается ниже, определенный интерес представляет переплет, в который заключено произведение ас-Суйути «Лубб ал-албаб фи тахрир ал-ансаб» (Ms. O. 709). Он, очевидно, современен рукописи, которую по палеографическим признакам можно датировать XV в., и представляет собой классический пример достаточно скромно декорированного переплета эпохи Мамлюков: в центре крышек, обтянутых темно-коричневой кожей помещен круг с геометрическим орнаментом, дополненным золотыми «гвóздиками». На клапане в круглый медальон вписана восьмиконечная звезда. Внутренние стороны покрыты светло-коричневой кожей с крупным прессованным растительным орнаментом.
Многие рукописи расплетены, вложены в типовые кожаные или полукожаные обложки, которые часто не подходят к ним по размеру. Часто непереплетенные рукописи хранились в коробочках из картона и кожи с клапаном, на котором помещалась наклейка с заглавием текста, содержащегося в книге.
Возраст материалов коллекции
Значительное число рукописей (больше ста), было создано в XVII–XIX вв., причем, самые поздние книги в коллекции переписаны самим шейхом, например, трактат по военному искусству автора XIV в. Ибн Манкли, который Тантави скопировал в 1843 г. (Ms. O. 762). Двадцать рукописей относятся к XIII–XV вв.
Самым старым предметом коллекции, очевидно, следует считать переплет рукописи Ms. O. 737. Он старше блока книги, который содержит поэму «ал-Касида ад-Дурайдийа» Ибн Дурайда, переписанную в 1549 г. Переплет же предположительно относится к XII-XIII веку и, очевидно, некогда принадлежал одной из частей многотомного Корана. Из первоначального набора сохранилось еще два переплета – один в Берлинской библиотеке при более поздней рукописи рубежа XV-XVI вв., второй – в коллекции Насера ал-Халили (Лондон) при фрагменте Корана на пергамене, который по палеографическим признакам датируется XII веком.
Самая старая рукопись по палеографическим признакам – «А‘лам ан-наср» («Знамена победы») Ибн Маммати (ум. 1209 г.), Ms. O. 744. Почерк и особенности бумаги позволяют отнести ее как минимум к XIII веку, и даже возможно, что это список был изготовлен при жизни автора.
Из датированных рукописей самая старая относится к 712/1313 году. Это список трактата по логике неустановленного автора – Ms. O. 758. Он озаглавлен «Китаб ал-латаʾиф ал-малакийа ал-инбиратурийа» и, согласно предисловию, посвящен одному из императоров Рума, то есть, Византии, имя которого, правда, не указано. Пока что нам не удалось найти в справочниках других списков сочинения с таким заглавием, так что, возможно, рукопись представляет собой уникум.
Прежние владельцы
Тантави, несомненно, понимал важность автографов – списков, созданных непосредственно авторами сочинений, а также прижизненных и сверенных списков. Так, в коллекции имеется уникальный автограф словаря египетского диалекта египетского ученого Йусуфа ал-Магриби (ум. в 1019/1611 г.) «Устранение тяжести со слов населения Египта» (Ms. O. 778, 1606 г.) – «уникум мирового значения», как охарактеризовал его акад. И.Ю. Крачковский. Этот словарь содержит в себе уникальный лингвистический и этнографический материал XVI-XVII вв. (в него включены народные рассказы, песни, пословицы и поговорки, загадки и т.д.), который исключительно важен для изучения малоисследованной истории развития арабского языка и его диалектов в эпоху Позднего Средневековья.
Несколько текстов собственного сочинения включил в свой обширный сборник (Ms. O. 685), составленный из 27 текстов разных авторов, в основном связанных с различными аспектами суфизма, Мухаммад ибн Бадр ад-дин аш-Шурунбабили, известный как Сибт аш-Шамс (т.е. внук Шамс ад-дина, ум. 1768).
По крайней мере три рукописи коллекции связанны с Джамал ад-дином Абу Мухаммадом ʿАбдаллахом ал-Идкави, известным как ал-Муʾаззин (1104-1184/1692-1770), египетским поэтом из деревни Идку близ Розетты, прожившим большую часть своей жизни в Каире. Первая из трех книг (Ms. O. 704), переписана его собственной рукой в 1761 г. в Каире и содержит труд по хадисам Шихаб ад-дина Ахмада Хисн ас-Саʿди ал-Хадрами (ум. ок. 1666 г.). Вторая рукопись (Ms. O. 765), скопированная ал-Идкави в 1165/1752 году, содержит поэтическую антологию ʿАли ибн ал-Хасана ал-Бахарзи (ум. 467/1075). Третья (Ms. O. 798) содержит текст, составленный самим ʿАбдаллахом ал-Идкави и записанный его сыном Ахмадом. Известный каирский врач, ученый и литератор Мадйан б. ʿАбд ар-Рахман ат-Табиб ал-Каусуни переписал в 1594-1620 гг. сборник филологических трактатов (Ms. O. 839). Три рукописи (Ms. O. 722, Ms. O. 754, Ms. O. 758) имеют владельческие пометы Хасана ал-Джабарти, отца извесного историка Египта ‘Абд ар-Рахмана ал-Джабарти.
Все перечисленные имена, так или иначе связанные с книгами рукописного собрания ат-Тантави, демонстрируют, как рукописные книги через своих владельцев вплетаются в историческую ткань эпохи.
Сочинения ат-Тантави
В собрание ат-Тантави входят и его собственные сочинения, среди которых наряду с исследованиями в области арабистики представлены стихи, написанные по канонам народной поэзии, элегии, прозаические заметки и др. Среди произведений ат-Тантави есть и оды в честь представителей царствующей семьи Романовых (например, ода в честь Николая I и Александры (1852); хронограмма 25-летия коронования императора Николая I (1851), хронограмма на кончину Николая I (1855); хронограмма восшествия на престол императора Александра II (1855) и др.) и других венценосных особ (например, Ода Его Величеству принцу Вюртембергскому от 2 ноября 1852 г. (Ms. O. 1235) Особое значение для изучения русско-арабских связей имеет и еще одно сочинение ат-Тантави, хранящееся в РНБ в Петербурге, – «Описание России» (арабское издание этого сочинения приведено в разделе «О Тантави»).