Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 23

Источниковедение и историография арабских стран
21
кий». С другой, — перед нами предстает умная, энергичная, иногда властная
женщина: «Лучше смертный приговор, чем власть женщины». Мы видим
уважаемую мать семейства: «Рай под ногами матерей». Она умело ведет хозяй-
ство, она может всему научиться и научить других. Пословицы подсказывают
людям, какие качества особенно ценны в женщине. Это — благородство,
благонравие, скромность, красота, нежность, отзывчивость и тому подобное:
«Женщина — украшение дома».
Конечно, современность вносит свои изменения в устоявшиеся представ-
ления. Современная арабская литература создает образы женщин бунтующих,
восставших против гнета традиций, непокорных. Но образы обычных женщин
в романах арабских писателей чаще несут на себе печать традиций и обычаев
и отражают их место и роль в обыденной жизни.
Подобные представления вряд ли были бы столь живучи, сохраняясь
постоянными и неизменными на протяжении столетий, если бы они не вос-
принимались и не поддерживались как совокупность моральных установок,
лежащих в основе как быта арабов, так и их менталитета.
А. В. Моисеева (ЦНБ СТД РФ, Москва)
Элементы заимствования в традиционном
йеменском костюме
Южная Аравия благодаря своему местоположению с древних времен
была вовлечена в трансаравийскую торговлю («Путь благовоний»). Помимо
благовоний караваны перевозили текстиль. Известно письменное упоминание
о тканях из Аравии в надписи ассирийского правителя (сер. VIII в. до н. э.),
рассказывающего о захваченном караване из Саба’. Там в перечне добычи
значилась «голубая пурпурная шерсть».
Один из ранних морских путей проходил вдоль побережья Красного и Ара-
вийского морей, а с развитием арабского мореходства муссонные ветра стали
использовать для плавания кораблей через Индийский океан. Йеменский порт
Аден был и остается важным звеном в цепи торговых морских путей, соеди-
няющих Индию со странами Леванта и Египта.
Одеяния периода южноаравийских царств изображены на сохранившихся
храмовых барельефах и скульптурах и имеют черты сходства с вавилоно-
шумерскими барельефами. Со времен исламизации йеменский костюм при-
обретает общеарабские черты, но при этом следует принципу племенной
визуальной идентификации.
Сочинения путешественников и исследователейЮжной Аравии не всегда
включают в себя описания йеменского текстиля. Так, Ибн Баттута уделяет
большее внимание сходству костюма жителей Зафара (Оман) с костюмом
индийцев, но не выявляет отличительные черты в йеменском. Подробное
1...,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,...436
Powered by FlippingBook