XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 723 Круглый стол: «Традиционализм в современных государствах Азии и Африки» Анализ использования Традиции в народоведении показывает, что термин лишен научного содержания 1 . Он используется как метафора прошлого , наделенного в чело- веческой культуре сакральностью 2 . Сегодня обращение к Традиции продиктовано потребностью формирования картины мира , основанной на ценностях Востока, одухотворяющих и утверждающих его экономический и культурный суверенитет. Это, в свою очередь, должно способствовать рационализации нашего собственного миропонимания, которое сегодня представлено, скорее, на уровне интуиции. Давыдов А. В. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Институционализация диалога: власть и исламские религиозные организации в Республике Мали 3 История государственности на территориях, занимаемых, полностью или частично, современной Республикой Мали, уже начиная с VIII в. преимуще- ственно, хотя и не исключительно, связана с исламом. Установление француз- ского колониального управления в конце XIX в. и связанная с ним работа мис- сионеров-христиан не привели к вытеснению ислама или уменьшению его роли. Более того, на протяжении XX в. доля мусульманского населения непрерывно увеличивалась за счёт обращения последователей традиционных религий. На сегодняшний день, не менее 90–95% населения Республики Мали исповедует ислам, религиозные меньшинства представлены преимущественно католиками и протестантами. Описанные события и сложившаяся в их результате ситуация не уникальны. Похожие процессы одновременно происходили в других африканских странах и привели к похожим результатам. Ислам в Мали представлен разнообразными течениями. Абсолютно преобла- дают сунниты и последователи маликитского мазхаба. Суфизм начинает прони- кать не позднее XV в. и представлен, в первую очередь, тарикатами ат-тиджāн йа и ал- к̣ад р йа. С 1930-х гг., а особенно после обретения независимости от Франции в 1960 г., интенсифицировались контакты малийцев с зарубежными мусульманами, в том числе в Саудовской Аравии и Египте. Результатом этих контактов стало рас- пространение в Мали салафитских и ваххабитских течений. Религиозное разноо- бразие в Мали возросло, а религиозные, этнические и политические противоречия 1 Гиренко Н. Динамика биосоциальной системы в естественноисторическом процессе Афри- канский этнографический сборник. XV. Л.: Наука, 1991. С. 4–61. 2 Бочаров В. Власть и время в культуре общества//Антропология власти. Хрестоматия по поли- тической антропологии. Т. 1. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. С.225–238. 3 Исследование выполнено при финансовой поддержке КН РА (20RF-189) и РФФИ (РФ) (проект 20–59–05006) в рамках совместной научной программы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=