XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

690 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVIII Каяева Магомед-Сеид Саидов (1902–1985) стал одним из зачинателей советского академического востоковедения и арабистики. Джамал ад-дин ал-Гарабудаги в исто- рии и фикхе придерживался более умеренной позиции, защищая иджтихад в рамках мазхаба и фетвы. Этим принципам он следовал как кади созданного в 1944 г. ДУМ Северного Кавказа, а также в источниковедении. Его история кумыков и родного селения Карабудахкент ближе по жанру к хронике, но написана с учетом критики источников и современно не только мусульманской литературы. Сравнивая сочинения наших авторов об исламизацииДагестана и его модерниза- ции в Российской империи и СССР, мы пытались выяснить, что реформаторы-джи- диды понимали под «историей», ее исламской составляющей как науки категории наклийат ? Какое место они отводили в ней религии, народам и известным истори- ческим личностям? Установить, чем концептуальный язык их работ отличался от сочинений мусульманских хронистов? Что можно сказать об историческом дискурсе джадидов? Определить, повлияли ли на него классики европейской позитивистской историографии Ф. Гизо от и Т. Карлейля до Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева? Если да, то какую роль здесь сыграл культурный перевод? Кому были адресованы написанные ими истории? Как они были приняты современными иммусульманами, европейскими, российскими и турецкими востоковедами, а также потомками? Наконец, что можно сказать про исторический контекст превращения мусульман- ских хроник об исламизации в раннюю национализирующуюся историографию, рассчитанную во многом на читающуюмусульманскую элиту, прежде всего улемов, которых объединяло знание арабского и тюркских (прежде всего староосманского) языков? Насколько это превращение завершилось? Какую роль они сыграли для деколонизации науки на российском Кавказе? Следует отметить целый ряд параллелей между историческими сочинениями Джамал ад-дина Карабудахкентского и Али Каяева, написанными в традиционных для мусульманской историографии жанрах та ’ рих и табакат , серьезно транс- формированном ими. Можно предположить также, что их сочинения сыграли похожую роль в рождении востоковедения на постколониальных окраинах России. Исторические сочинения Али Каяева и Джамал ад-дина ал-Гарабудаги написаны на национальных, преимущественно тюркских (реже — кавказских) языках, при том, что некоторые из них также известны в одновременных арабских и староос- манских версиях. Проведенное исследование показывает необходимость введения в научный оборот всех этих работ. Данилова В. А. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Дигитальный ислам в России: образование и просвещение При написании данной работы я использовала термин «дигитальный ислам» в качестве описания явления, при котором люди, считающие себя мусульманами,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=