XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 689 Источниковедение и историография ислама в России Бобровников В. О. (СПбГУ, Санкт-Петербург), Шихалиев Ш. Ш. (ИВ РАН, Москва) Открыли ли улемы России «врата иджтихада» в историографии ислама? (малоизученный аспект мусульманского реформаторства в Дагестане ХХ в.) Долгое время джадидизм (от араб. джаддада —«обновлять»; который сегодня предпочитают называть мусульманским реформаторством) служил одной из глав- ных тем в изучении ислама в Российской империи и ранней советской России (E. Lazzerini). В XXI в. в историографии произошел резкий поворот в другую сторону, приведший к полной деконструкции прежних оценок и едва ли не к отри- цанию существования мусульманского реформаторства как отчетливого движения за реформу, точнее исправление (араб. ислах ) модерного мусульманского общества (А. Бустанов). На эту тему в России и за рубежом написаны горы литературы. Предметом исследования в мусульманском реформаторстве служили в первую оче- редь так называемые новометодные медресе и реформа преподавания в них, вклад реформаторов в создание мусульманской прессы в России конца XIX — начала ХХ в., первые религиозные движения и национальные партии мусульман, начиная с появившейся в годы Первой русской революции Иттифак ал-мусульмин, в целом политическая деятельность реформаторов. За последнее десятилетие появились также серьезные исследования правовых сочинений джадидов, выходящих на проблематику возобновления иджтихада в фикхе. При этом все еще игнорируется важный аспект мусульманского реформатор- ства: попытки некоторых улемов поздней имперской и ранней советской России произвести переворот в историописании, перейдя от хроник, полных, по их мнению, недостоверных и нелепых легенд, к современной научной и, при этом, подлинной исламской историографии, основы которой они видели в трудах клас- сиков жанров та ’ рих и биографических словарей- табакат . В первой половине ХХ в. в разных регионах России и послеосманского Ближнего Востока появился целый ряд нетрадиционных мусульманских исторических сочинений. Хуже всего они изучены на достаточно богатых материалах российско-советского Дагестана. Пытаясь восполнить этот досадный пробел, мы решили обратиться к истори- ческим трудам и материалам известного реформатора ‘Али ал-Гумуки (Каяева, 1878–1943) и его современника Джамал ад-дина ал-Гарабудаги (из с. Карабудахкент, 1858–1947) о прошлом и настоящем народов Дагестана как части единой «нации (араб.-тюрк. миллет ) ислама» на внутреннем фронтире Российской и Османской империй. Оба они живо интересовались историей (араб. та ’ рих ) исламизации Кавказа, к изучению которой пришли еще в школьные годы, читая и переписывая арабские и тюркоязычные хроники. Собственные исторические они начали писать в духе критического источниковедения, будучи уже зрелыми учеными. Каяев был сторонником абсолютного иджтихада в области современнойшариатской юстиции. Столь же серьезно от начал преобразовывать историографию Дагестана. Ученик

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=