XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 641 Литература стран Азии и Африки. Чтения памяти профессора А. А. Долининой (1923–2017) организациями. Кровавые репрессии коммунистов Индонезии (пик пришелся на 1965–1967 гг.) порождают новый фольклор о черных колдунах и их «слугах». «Реальная история уничтожения Мбаха Суро» дают читателю понять, насколько опасно было иметь отношение к Коммунистической партии Индонезии. Антигерой этих хроник—колдун Суро—придает тексту также определенный (и весьма традиционный для фольклора, особенно для быличек и городских легенд) мистический тон, однако полицейские рассматривают дела о них как о маньяках и шарлатанах в реалистическом ключе. «Мбах Суро» открыто направлен против коммунистов Индонезии в их якобы связи с черными колдунами-маньяками, которые верят или навязывают веру в дары темных сил в обмен на человеческие жертвоприношения. Основное отличие текстов 1955 и 1967 гг. — демонизация коммунистов Индонезии, членов Компартии и участниц Женского движения Гервани через устойчивые сравнения злодеев с персонажами низшей мифологии (вампирами и колдунами) в одном ряду с коммунистами. Мбах Суро разоблачается не только как шарлатан, тянущий деньги из местных жителей, но и как опасный преступник, «мозг» коммунистического подполья, в котором почитание Маркса и Ленина переплетается с оккультными кровавыми ритуалами. Также сам факт наличия такого текста подтверждает, что характерное для совре- менной индонезийской литературы переплетение сверхъестественных событий и преступлений образует собственный «нуарный» стиль, где зашифрована рефлексия над историей Индонезии XX в. литературовед Эрик Вилсон утверждает, что «якобы подавление в Индонезии рационального западного стиля детектива/криминальной повести «фольклористическим» хоррором в литературе и кино не сильно представ- ляет собой существенную контра-рациональную традицию внутри индонезийской культуры, а скорее умышленное политическое сопротивление и социальнуюкритику. Историческое слияние жанров хоррора и детектива было обусловлено спецификой колониальныхформустановленнойцензурына зареиндонезийской“модернизации”» 1 . Хронопуло Л. Ю. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Влияние микропрозы Роберта А. Блоха на сверхкороткие истории современных японских писателей Среди сверхкоротких рассказов американских авторов, переведённых на япон- ский язык в конце 1950-х — начале 1960-х гг. писателем Цудзуки Митио, впервые была представлена и микропроза Роберта Альберта Блоха (1917–1994): детек- тивы, сказочные истории, психологические ужасы, фэнтези. Японские писатели, 1 Wilson E. Crime, Magic and Politics DO Mix: In Defence of Eka Kurniawan and Southeast Asian Noir. International Journal of Indonesian Studies. Special Issue: Southeast Asian Noir. 2018:1–17.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=