XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 639 Литература стран Азии и Африки. Чтения памяти профессора А. А. Долининой (1923–2017) ниями, Иисуса Христа распяли в пятницу, а воскрес Он рано утром в воскресенье.  Между пятницей и воскресеньем две ночи, то есть, для счета «трех дней и трех  ночей» не достаёт третьей ночи. Подобное «несоответствие» давно занимало умы  христианских богословов, которые по-разному пытались ее разрешить. В сирийской  версии «Дидаскалии апостолов» (IV в.?), у сирийского писателя из Персидской  империи Афраата (ум. после 345 г.), и у греческого богослова Григория Нисского  (ум. 394), встречается интересная интерпретация: три часа тьмы с 6-го по 9-й час,  случившиеся в пятницу, когда был распят Иисус, и последовавшие за ними три часа  света предлагается рассматривать за целый дополнительный день, состоящий из  ночи и дня. Ефрем Сирин, также отталкиваясь от сходного представления, допол- няет его своей оригинальной интерпретацией, устанавливающей символическую  прообразовательную связь между тремя часами тьмы в пятницу распятия Иисуса  и тремя часами, составляющими нецелочисленный «довесок» продолжительности  солнечного года (365 дней и 3 часа) (как мы показываем в своих исследованиях,  трехчасовое измерение «довеска» у Ефрема Сирина вместо правильных 6 часов  восходит к вавилонским представлениям о «двойном часе»). В своей статье я рассмотрела возможные источники некоторых представлений  Ефрема Сирина, отразившихся в шестом гимне «О Распятии», в контексте иудей- ской литературы периода Второго Храма 1 . В частности, я показала, как сирийский  поэт-богослов конструирует свой авторитет боговдохновенного писца-мудреца,  интерпретирующего астрономические «тайны», опираясь на арамейскуюи еврейскую  литературу Премудрости. Цель настоящего доклада—в контексте различных произ- ведений Ефрема Сирина показать, как астрономические и календарные вычисления  встраиваются в схему представлений сирийского поэта-богослова о гармоничном,  упорядоченномбожественномустройстве мира. Янамерена продемонстрировать, что  в основе астрономических расчетов Ефрема Сирина и их использования в качестве  божественных символов лежат древние месопотамские представления, трансформи- рованные им с помощью христианского инструмента прообразовательной экзегезы.  Фролова М. В. (ИСАА МГУ, Москва) Охота на ведьм: индонезийские криминальные хроники 1967 г. Доклад посвящен периоду конца 1960-х гг. в развитиимассовой литературыИндо- незии. Основным источником стала книга небольшого формата в мягкой обложке  «Реальная история уничтожения Мбаха Суро». Под названием «Реальная история  1  Фомичева С. В. Иудейская литература периода Второго Храма как возможный источник для  концепции Ефрема Сирина о боговдохновенном учителе-писце (на примере шестого гимна «О Рас- пятии») // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. Вып. 73. 2022. С. 103–118.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=