XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

638 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI в построении нового общества. Лишь с конца 1990-х гг. стали появляться произ- ведения, детально изображающие реальную жизнь южнойеменского общества в период построения социализма, — такие как романы «Погубленная королева» (1998) и «Откровение» (2018) Хабиба Сарури, «Последний кармат» (2003) Ахмада ас-Саййада, «Фрукты для ворон» (2020) Ахмада Зейна. Тем не менее, еще в годы построения социализма были писатели, которые проявляли достаточную смелость, чтобы высказать — порой в завуалированной форме — сомнение в правильности выбранного страной социалистического пути. Особенно выразительно критика внутренней политики марксистского режима прозвучала в произведениях Саида Аулаки (сборник рассказов «Двойная эмигра- ция», 1980; рассказы «Завещание учителя» и «Кошмарный сон»; повесть «Трое полуночников», 1989) и Абдаллаха Салима Бавазира (сборник рассказов «Падение деревянной птицы», 1991; повесть «Взмывающий в небеса», 1995). В произведе- ниях этих двух писателей затрагивались многие негативные явления, присущие государству с тоталитарным строем: бесправие личности, низкое качество жизни, подавление инакомыслия, административный произвол, коллективная безответ- ственность, товарный дефицит и т.п. Отражая различные стороны жизни южных йеменцев, в своей совокупности эти произведения передают общую угнетающую атмосферу Южного Йемена того времени. Фомичева С. В. (СПбГУ, Санкт-Петербург) «Идеальная» астрономия Ефрема Сирина (IV в. н. э.) Ефрем Сирин (ум. в 373 г.) — великий сирийский поэт-богослов, написавший сотни дидактических гимнов-мадрашей, в которых он раскрывает суть христи- анского учения в поэтической форме. В своих сочинениях он не приводит систе- матического изложения астрономических представлений, однако рассеянные по разным произведениям сведения астрономического и календарного характера заслуживают отдельного изучения. Блейк Хартунг в своей недавней статье привлек внимание к тому, что в шестом гимне из цикла гимнов «О Распятии» Ефрем Сирин обращается к некоторым астро- номическим и календарным вычислениям для решения т.н. «проблемы трех дней» в хронологии Воскресения Иисуса Христа. 1 Суть проблемы сводится к тому, что в ряде новозаветных пассажей сообщается, что Иисус Христос воскрес «на третий день», «через три дня», а согласно Мф 12. 40 «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Между тем, в соответствии с евангельскими повествова- 1 Hartung B. The Significance of Astronomical and Calendrical Theories for Ephrem’s Interpretation of the Three Days of Jesus’ Death //  Syriac Christian Culture: Beginnings to Renaissance / A. M. Butts, R. D. Young,  eds.  ‎ Waschington, DC,  2021. P. 37–49.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=