XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 623 Литература стран Азии и Африки. Чтения памяти профессора А. А. Долининой (1923–2017) В творчестве арабских поэтов-неоклассиков ХХ в. аз-Захави (1863–1936), аш-Шабби (1909–1934) Халиля Мутрана (1872–1949) и других отразилось стремление к видоизменению духовных основ, этических и эстетических норм меняющего общества в стремительно меняющемся мире. Они призывали к осво- бождению новой арабской поэзии от жёсткого формализма и регламентированной словесной игры, пытаясь открыть простор творческой фантазии, свободе чувств и эмоций человеческой души. «Поэзия — это не квинтэссенция мысли, застыв- шая и живущая в речи, а скорее фантазия, мостом переброшенная через трещины разума над потоками мысли», — писал аль-Мухсин аль-Кязыми (1865–1935) 1 . Известный поэт-обновитель ар-Русафи (1875–1945) подарил нам определение, не утратившее своей актуальности и в современном мире: «Поэзия — это зеркало чувств, в котором отражаются образы природы, воздействующие на душу словами печали и радости» 2 . Творческие поиски лидера новоарабской поэзии Халиля Мутрана, смело освободившего арабский стих от равностопия аруда , продолжили поэты-обновители творческой группы «Аполло» в Египте. Широкий простор свободному стиху как иной системе мышления свободными образами открыли представители Сиро-американской литературной школы в США в 1920–1930-е гг. Вслед за своими предшественниками поэтами-романтиками, они противопоставляли изначальной любви, красоте и гармонии природы несо- вершенство законов современной цивилизации, а их практика владения одновре- менно несколькими языками существенно обогатила арабскую, и в особенности, сиро-ливанскую культуру. Среди франко-арабских билингвов—поэт Адонис (Али Ахмед Саид, р. 1930), один из главных новаторов в области арабской поэтики, который утверждал, что поэт призван создавать самого себя и свой собственный мир, изменяя тем самым историю человечества 3 . Осипова К. Т. (ИСАА МГУ, Москва) Принцип многоголосья в современной арабской художественной прозе В последние годы в длинном списке престижной литературной премии за романы на арабском языке, известной как «Арабский Букер», можно встретить много произведений, фокусирующихся на видении мира такого персонажа, какому ранее отводилась незначительная роль, вплоть до того, что он оставался безымян- 1 Чуков Б. В. Стать с веком наравне. М., ИВ РАН, 1997–2006. С. 197. 2 Чуков Б. В. Стать с веком наравне. С. 197. 3 Адонис. Интервью газете “Ас-Саури”, в журнале “Аль-Мавакиф”, № 15–16, 1971.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=