XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

602 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI Его отец, Абдулла, был имамом. Насреддин получил образование в Конье, жил в Кастамону и умер в 683 г. х., то есть в 1284/85 г. Правда, на надгробии могилы, в которой он, как считается, покоится, высечена другая дата — 386 г. хиджры. Было высказано предположение, что у такого шутника дата смерти должна быть перевернута, и тогда получается 683 год. Известный писатель и исследователь суфийской традицииИдрисШах, собравший и опубликовавший в 1966–1973 гг. несколько томов анекдотов Насреддина Ходжи, считал, что анекдотыявляются иллюстрацией суфийскогомистического опыта, а глав- ный герой этих анекдотов Насреддин Ходжа регулярно попадает в такие ситуации и такие состояния, которые должен испытать начинающий или практикующий суфий. Иными словами, Идрис-шах считал, что Ходжа Насреддин проповедовал учение суфиев; однако профессиональные востоковеды с ним не согласились. В Турции собиранием анекдотов о Насреддине Ходже занимался известный писатель-фольклорист Мехмед Тевфик Чайлак (1844–1870). Этот писатель явля- ется одной из главных фигур в турецкой литературе эпохи Танзимата, которая характеризуется активным интересом ко всему «западному» и стремлением реформировать устоявшиеся традиции в разных областях жизни и культуры. Увлечение Мехмеда Тевфика идеями и образами народной анекдотической литературы было настолько велико, что он сочинял анекдоты о вымышленном персонаже по имени «Бу Адам» (дословно «Этот человек»), подражая народным литературным образцам. Эти анекдоты были опубликованы в Стамбуле в 1882 г. и быстро привлекли внимание европейских ученых. Большинство рассказов о Бу Адаме существенно отличаются от сюжетов анек- дотов о Ходже Насреддине. По сравнению с Ходжи Бу Адам выглядит гораздо демократичнее. Он не носит титулов ходжи или муллы, которые указывают на принадлежность их владельцев к списку образованных людей. Кроме того, в анекдотах о Бу Адаме, в отличие от анекдотов о Насреддине Ходже, полностью отсутствуют какие-либо элементы историзма. В анекдотах про Бу Адама определенное место принадлежит так называемым глупым шуткам. Нетрудно, однако, заметить, что эта «глупость» часто служит лишь неким условным фоном для осуждения и осмеяния различных человеческих слабостей или пороков. Брылёва Н. А. (КрасГАУ, Красноярск) Сюй Вэй и его трактат «Наньцы сюйлу» 南词叙录 как источник сведений о южной драме наньси 南戏 Китайское театральное искусство представляет собой огромный культурный пласт, помогающий нам глубже постичь эту древнюю культуру. Хотя на сегодня

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=