XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 447 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Nani aliona kitabu? Mwalimu ali ki ona (kitabu). «Кто увидел книгу? Учитель увидел ее (книгу).» Субъект употребляется первым в обоих случаях, но глагольная индексация во втором примере показывает, что объект топикализуется. Mwarimu ari kubona iki? Mwarimu ari kubona igitabo. «Что увидел учитель? Учитель увидел книгу.» Ni nde uri kubona igitabo? Ni mwarimu u ri kubona igitabo. «Кто увидел книгу? Учитель увидел ее (книгу).» В то время как в суахили топикализованный объект отмечен глагольной индек- сацией, на киньяруанда маркируется рематизированный (не топикальный) субъект (специальной частицей ni и заменой субъектного маркера a- на u- ). Подводя итог, можно сказать, что все рассматриваемые языки предпочитают порядок слов «Subject first», но только зависимый тип маркировки ролей позволяет теме-объекту все же иногда употребляться в начале конструкции, в то время как вершинный и нейтральный (т.е. выраженный порядком слов) типы не позволяют выдвижение в начальную позицию топикализованного объекта. Ситуация меняется, если проанализировать комбинации субъект=рема, исполь- зуемые в самом начале некоторого повествования (так называемые «тетические» предложения). Все четыре языка не допускают появления ремы в начале фразы: например, суахили Pa-li-kuwa na Sultani… или английский There lived a king… В подобных случаях используются различные стратегии, чтобы избежать этого. Завьялова О. Ю. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Роль духов воды в традиции манден Духи фаро у манден—водные духи. Ж. Дитерлен утверждала, что Фаро—один из верховных божеств (эти данные не подтверждены). Но легенды про водных духов можно услышать повсеместно и сейчас. Клан Кулибали, будучи потомками Битона Кулибали, обязаны своим положением фаро. Но самое интересное — это актуальные жертвоприношения и фестивали марионеток для фаро, которые про- ходят в начале сезона дождей и обеспечивают удачную рыбную ловлю бозо (народ рыболовов в Мали). Сами такие ритуалы уже являются жертвоприношением, так как обеспечивают удовольствие и развлечение для духов. Фаро — андрогинные существа. Обычно их представляют в виде русалок, иногда наполовину белокожих. Женщины фаро часто встречаются в качестве героинь легенд, однако есть и мужчины фаро. Именно они утаскивают людей на дно водоемов, оставаясь невидимыми. Фаро считаются предкам народа бозо, которые заключили с ними договор, по которому фаро разрешают им селиться у водоемов и добывать себе пропитание там, где укажут духи. Духи будут помогать людям, а бозо обязуются приносить им жерт-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=