XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

446 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIII Желтов А. Ю. (СПбГУ, МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Тема, субъект и порядок слов в контексте типологии вершинного/зависимостного маркирования (русский, банту, английский) 1. В докладе рассматривается возможность для темы (топика) конкурировать с доминирующим ограничением порядка слов «Subject first» в языках SVO с раз- личными доминирующими типами маркировки синтаксических ролей 1 : зависимый тип (падежи, русский), вершинный (глагольная индексация, банту — суахили (G 42) и киньяруанда (J 61)), и нейтральный (порядок слов, английский). Важно учитывать, что ни один из типов не является «чистым»: английский и языки банту имеют разные формы (субъект/объект) для некоторых местоимений, а в русском есть субъектная глагольная индексация. Суахили и киньяруанда были выбраны среди языков банту как имеющие различные типы индексации объектов: симме- тричный с множественной индексацией объектов (киньяруанда) и асимметричный с индексацией только одного объекта (суахили) 2 . 2. Мы рассмотрим только основные категории информационных структур (тема/рема) без анализа таких специфических понятий, как фокус контраста, эмфатические конструкции т. д. Можно было бы ожидать строгий порядок SVO для всех языков, если тема = субъект (вопрос тест как «Что учитель прочитал?»), и это действительно подтверждается материалом. Более интересным представля- ется проверить случаи, когда тема = объект, в то время как субъект предоставляет новую информацию (фокус) (тест-вопрос «Кто прочитал книгу?»). 3. В таких случаях английский язык, как имеющий строгие правила порядка слов для маркировки ролей, будет по-прежнему сохранять ограничение «Subject first» ( The/a teacher read the book ). В свою очередь, можно ожидать, что у рус- ского языка будет ограничение «Тheme first» (например, Книгу прочитал учитель в качестве ответа на тест-вопрос «Что читал учитель»). Однако статистический анализ подтверждает это предположение лишь отчасти: этот ответ оказался пред- почтительным лишь для примерно 25 % из 60 опрошенных 3 , другие предпочитают порядок «Subject first». Что касается суахили и киньяруанда, то оба языка предпо- читают порядок слов «Subject first», но предложения организованы по-разному: Суахили Mwalimu aliona nini? Mwalimu aliona kitabu. «Что увидел учитель? Учитель увидел книгу.» 1 Nichols, Johanna. 1986. Head-Marking and Dependent-Marking Grammar. Language. Vol. 62. No. 1 (Mar., 1986). Pp. 56–119 2 Jerro, Kyle. 2015. Revisiting Object Symmetry in Bantu. In Selected Proceedings of the 44th Annual Conference on African Linguistics , ed. Ruth Kramer et al., 130–145. Somerville, MA: Cascadilla Proceed- ings Project. www.lingref.com , document #3132. 3 Статистический анализ проведен студентами кафедры африканистики А. Куликовым и К. Пуресь- киной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=