XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

444 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIII и лучше есть, красивая одежда, машины, которые работают сами по себе. Белые принесли все это, но только для себя. Черным они не принесли ничего, кроме голода и принудительного труда». Собственно программная часть манифеста-катехизиса начинается с утвержде- ния (не вопроса) «НегрыКонго кажутся несчастливыми» и ответа «Да, они несчаст- ливы». Вероятно, ключевые вопросы — о том, чего хотят рабочие, солдаты, «те, кто остался в деревне», и, наконец, все черные: «Все черные хотят быть хозяевами в своей стране. Они хотят, чтобы у них была возможность ходить повсюду, куда ходят белые. Они хотят, чтобы у них была возможность научиться всему, чему учатся белые […]». В Москве манифест-катехизис не понравился, и программу борьбы за свободу для Бельгийского Конго написали заново, вероятно, сначала по-русски (сохрани- лись также немецкий, английский и французский тексты). В программе и в других документах, составленных в Москве и Брюсселе, предлагалось бороться за самоо- пределение вплоть до отделения Конго от бельгийского государства и добиваться независимости путем демократической революции, использовать революционный потенциал местной аристократии и мелкой буржуазии, под лозунгом «За незави- симое Конго, управляемое свободными народами Конго!». (РГАСПИ, ф. 495, оп. 4, д. 186, л. 161). Еще не созданная Народная лига освобождения Конго, как будущая организация именовалась в окончательном русском варианте программы, заявляла: «Путь освобождения народа Конго, это тот путь, по которому пошел народ Совет- ского союза» (так в тексте, РГАСПИ, ф. 495, оп. 4, д. 186, л. 170). Манифест-кате- хизис , несомненно, был бы понятнее читателям и слушателям, чем программа. Программу предполагалось перевести на «главный конголезский язык», что было бы затруднительно по разным причинам. В частности, перевод на лингала, киконго, чилуба или на суахили термина «самоопределение вплоть до отделения», не мог быть легкой задачей. Нет свидетельств того, что такой перевод был выполнен. Некоторые утверждения в уже упоминавшейся речи П. Лумумбы 1960 г. близки к положениям манифеста и программы 1932 г., например, о том, что конголезцам было запрещено посещать кинотеатры и другие места, в которые могли ходить только белые. Однако протест против подобной дискриминации мог возникнуть у борца за свободу Конго независимо от коммунистической пропаганды. Емельянов А. Л. (ИСАА МГУ, Москва) Человек, который на век опередил свое время. Раумбана Раумбана — принадлежал к традиционной знати мерина. О раннем детстве Раумбаны известно очень мало. Его брат-близнец Раханирака —известный поли-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=