XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 443 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Добронравин Н. А. (СПбГУ, Санкт-Петербург) За 28 лет до конца колониализма: революционный катехизис и программа независимости для Бельгийского Конго (Брюссель-Москва, 1932 г.) В 1960 г. бывшее Бельгийское Конго достигло политической независимости. ВисториюАфрики вошло выступлениеПатрисаЛумумбы, премьер-министра нового государства, на церемонии провозглашения независимости. ПротивникиП. Лумумбы утверждали, что его речь была якобы составлена бельгийскими друзьями-коммуни- стами. В дальнейшем Конго со столицей в Леопольдвиле (Киншасе) стало ареной кровопролитного конфликта с участием иностранных войск и сил ООН. П. Лумумбу убили, черновик его речи и золотой зуб премьер-министра оказались в Бельгии. Лишь недавно зуб Лумумбы официально вернули Демократической Республике Конго. Скорее всего, сам премьер-министр не был коммунистом. Однако у бельгийских властей были основания опасаться коммунистической угрозы. Еще за тридцать лет до провозглашения независимости противники колониального режима установили связи с Коммунистической партией Бельгии и через нее с Коммунистическим Интернационалом в Москве. В России в ходе исследований под руководством А. Б. Давидсона были опубликованы некоторые документы о ситуации в Бель- гийском Конго и деятельности коммунистов в этой колонии. Изучение документов из архива Коминтерна (в Российском государственном архиве социально политической истории, РГАСПИ), связанных с работой среди «негритянских трудящихся», позволяет уточнить специфику коммунистической «подрывной деятельности» в бельгийских владениях. Вероятно, пик связей между Леопольдвилем и Москвой через Брюссель пришелся на годы мирового кризиса на рубеже 1920-х и 1930-х гг. Тогда и в Бельгийском Конго было неспокойно. В колонии нелегально действовали не только коммунисты, но и панафрикани- сты, ориентировавшиеся на М. Гарви, и кимбангисты, следовавшие за пророком Симоном Кимбангу. Директивы из Москвы предписывали бороться с гарвеизмом и одновременно налаживать отношения со сторонниками С. Кимбангу. Стремясь углубить проникновение в Африку, коммунисты в Брюсселе подго- товили манифест будущей организации, которую предполагалось назвать «Лигой защиты конголезских черных» (РГАСПИ, ф. 495, оп. 155, д. 99, лл. 17–26, копии на английском и французском языках, обе копии датированы 15 сентября 1932 г.),. Этот манифест был написан в традиционной для христианского мира форме кате- хизиса (краткие вопросы и ответы на них). Текст начинался с вопроса «Что такое негр?» и ответа: «Негр — это человек, как любой другой, у кого кожа черная, так же, как у европейцев кожа белая, а у арабов — коричневая». Весьма интересно объяснялось, что такое цивилизация. На вопрос «Принесли ли белые цивилиза- цию черным?» был дан развернутый ответ: «Нет, они разрушили цивилизацию черных и не принесли лучшей цивилизации. Цивилизация — это значит больше

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=