XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 413 Монголоведение, тибетология, буддология * ǰ > džV > dzV : имя Жаяка , Заякай (1641 г.): п.-монг. ǰayaγan , халх. жаяа , заяа(н), бур. заяа . Интерпретация кириллических ж и  з как отражающих аффрикаты подтверждается их использованием в записях имен и титулов халха-монголов. Озвученные наблюдения предварительны. Цендина А. Д. (НИУ ВШЭ, Москва) Историографические особенности монгольской летописи XVII в. «Драгоценное сказание» Саган-Сэцэна Среди пяти монгольских летописей XVII в. сочинение Саган-Сэцэна (1604–?) «Драгоценное сказание» («Erdeni-yin tobčiy-a») занимает особое место. Во-пер- вых, мы довольно много знаем об авторе летописи. Саган-Сэцэн — ордосский владетельный князь, правнук Хутугтай-Сэцэн-хунтайджи (1540–1586), вместе с Алтан-ханом тумэдским (1507–1583) пригласившего тибетского ламу, будущего Далай-ламу III Содномджамцо (1543–1588) в Монголию (1578), что положило начало широкого распространению там буддизма. Во-вторых, мы точно знаем время написания летописи, которую указал сам автор, это—1662 г. В-третьих, эта летопись известна во множестве списков; кроме того, она была признана властями династии Цин «официальной» историей монголов после падения империи Юань и ксилографирована в Пекине, затем переведена на маньчжурский и китайский языки. И наконец, в-четвертых, Саган-Сэцэн точно написал, какими источниками он пользовался при написании своего труда. Из названных в качестве источников семи сочинений уверенно определяются те, что дошли до нас. Это: «Важно используемые смыслы» («Udqa-tu čiqula keregkegči»), сочинение Ширэту-Гуши-цорджи об основах буддизма (XVII в.); «Красная тетрадь» («Ulaγan debter»), знаменитая история тибетского автора Цалпа-Гунгадордже (XIV в.); «Белая история учения» («Nom-un čaγan tegüke»), анонимное сочинение (XIV в., дошедшее до нас в списке XVII в.) о положении буддийской церкви и буддийских монахов в Монгольской империи во время династииЮань; «Желтая история о происхождении древних монгольских ханов» («Erten-ü Mongγol-un qad-un ündüsün-ü yeke sir-a tuγuǰi»), основа которого была создана в 1640–1660 гг., но дописанное на рубеже XVII–XVIII вв. Три сочине- ния, как указывают исследователи, не дошли до нас или не установлены нами. Это: «Шастра под названием Роща, освещающая сердца мудрецов» («Erdem- ten-ü sedkil-i geyigülküi sečeglig»); «Удивительный букет цветов» («Гayiqamsiγ-a üǰegdeküi sečeg-ün čomorliγ neretü šastir»); «История происхождения ханов» («Qad- un ündüsün-ü tuγuǰi»), написанная Шарба-хутухтой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=