XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 409 Монголоведение, тибетология, буддология Скрынникова Т. Д. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Ger-ün noyad в политической культуре средневековых монголов В летописях XVII в. появился нарратив, повествующий о том, чтоМандухай-ха- тун, выйдя замуж за Даян-хагана инициировала проведение «нойонами юрты» (ger-ün noyad) обряда возлияния Алан-гоа. Нойонами юрты, т. е. ger-ün noyad, исследователи называют группу тех, кто являлся хранителями (Н. П. Шастина) или надсмотрщиками (Ц. П. Ванчикова) восьми белых юрт в Эджэн-Хоро. И на самом деле ger-ün noyad являлись владетелями, которые отвечали за своих подданных (албату), которые обеспечивали проведение празднеств: поставка арзы и араки, войлока, лошадей и овец на ежегодные многодневные ритуальные службы. Безусловно, это все выделяли тумэны, которые отвечали и за их качество, за несоблюдение которого строго наказывали. Соответственно, и ответственность за поставленные объекты жертвоприношения несли главы тумэнов — нойоны (правящих) домов (ger-ün noyad). В «Белой истории» ( Čaγan teüke ), предписывавшей правила проведения обря- дов, посвященных Чингис-хану, называются нойоны, которые обеспечивают ритуалы необходимым — это Döčin ger-ün noyad (нойоны сорока домов). На мой взгляд, числительное 40 в данном случае означает не юрта, а [правящий] дом , мар- кировавший правящуюфамилию. Можно предположить, что нойоны 40 юрт—это главы тумэнов — сообществ, на которые делилась Монголия — 40 монголов (40 [правящих] домов — ger — Т. С. ). Эти нойоны, как главы своих тумэнов, должны были представлять свои владения на ежегодном обряде, посвященном Чингис-хану у восьми белых юрт. Смирнова М. О. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Тибетские идиоматические глагольные группы в современном художественном тексте Идиоматические глагольные группы часто встречаются в литературном и осо- бенно разговорном тибетском языке, преобладая над односложными глаголами. Однако поскольку они не являлись предметом специального изучения, в тибето- логической литературе используются разные термины для их обозначения («фра- зовые глаголы» [Denwood, 1999, p. 109], «многосложные глаголы» [Wilson, 1992, p. 380], «глаголы-композиты» [Beyer, 1992, p. 106], «сложные глаголы» [Tournadre, 2003, p. 204]), объединяющие зачастую явления разной природы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=