XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

406 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XII жизненного пути/судьбы оказывается для автора наиболее значимым, определя- ющим всю структуру художественных образов данного произведения. Именно вокруг него в романе «Формула души» разворачиваются самые разные образные построения. Помимо этого представляется целесообразным определить значение концепта пути как универсалии мировой культуры в монгольской картине мира. Полянская О. Н. (БГУ, Улан-Удэ) Монголоведение в университетах России XIX в. Александр Васильевич Попов (1808–1865): из Казани в Петербург 1 В 2023 г. исполняется 215 лет со дня рождения Александра Васильевича Попова (1808–1865) —одного из ярких представителей российской научной школы монго- ловедения, который стоял у ее истоков, наряду с такими учеными как Исаак Якоб Шмидт (1779–1847) и Осип (Юзеф) Михайлович Ковалевский (1801–1878). Его научная деятельность тесным образом связана с востоковедными центрами России: Казанским и Санкт-Петербургским университетами. В Казанском университете он прошел путь становления ученого-исследователя, получил опыт преподаватель- ской и экспедиционной работы. Результатом его научных командировок в Восточ- ную Сибирь, Иркутск, в бурятские кочевья, а потом и к калмыкам в астраханские степи стали труды по филологии монгольских народов: «Монгольская хрестома- тия для начинающих обучаться монгольскому языку» (Ч. I и Ч. II. Казань, 1836); «Арифметика на монгольском языке» (Казань, 1837) и «Грамматика калмыцкого языка» (Казань,1848). В 1855 г. А. В. Попов возглавил кафедру монгольского и калмыцкого языков в Санкт-Петербургском университете, куда был переведен весь восточный разряд Казанского университета вместе с преподавателями, бога- тейшей восточной библиотекой, кабинетом редкостей. Становление Александра Васильевича состоялось в стенах Казанского универ- ситета, большую роль в этом сыграла научная командировки Адъюнкт О. М. Кова- левский и действительный студент А. В. Попов, как уже отмечалось, в 1828 году были отправлены, по инициативе ректора Казанского университета Н. И. Лоба- чевского, в Восточную Сибирь, в Иркутск, с целью изучения монгольского языка, чтобы по возвращению открыть кафедру монгольского языка в университете. 1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ в рамках проекта № 20–59–44008 «Мировое и российское монголоведение: национальные школы, концепции, персоналии» и гранта Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова 2022 г. № 22–07–0502 «Отечественное монголоведение на переломе эпох (начало XX в. — 1920- ее гг.): традиции, преемственность, направления»

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=