XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 405 Монголоведение, тибетология, буддология именам наиболее почитаемых гор в каждом хошуне». Столь серьезное изменение исследователем своей оценки важности культа духов хозяев местности указывает, что события 1924 г. позволили этому явлению проявиться в полной мере. В ходе экспедиции, совершенной летом 1925 г. В. А. Казакевич стал свиде- телем взаимодействия коренного населения — халха-монголов и эмигрантов из России — бурят при совместном использовании территорий на северо-востоке МНР. Данный опыт убедил исследователя в важности культа духов-хозяев мест- ности для коренного населения Халхи. Сведения, собранные В. А. Казакевичем, позволяют утверждать, что с 1924 по 1931 гг. административно-территориальное деление Монгольской Народной Республики было «военно-имперским» (маньчжурским) по форме и «традицион- но-культурным» (монгольским) по содержанию. В 1931 г. оно будет организовано по совершенно новому принципу, а понятие «хошун» уйдет в историю. Петрова М. П. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Концепт пути в романе Г. Аюурзаны «Формула души» В настоящее время существует несколько точек зрения как на само понятие «концепт», так и на типологию и методы его исследования. Например, лингвист и семиотик Ю. С. Степанов понимал под концептом идею, которая должна вклю- чать абстрактные, конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки, а также спрессованную историю понятия 1 . А Д. С. Лихачёв воспринимал концепт как личностное осмысление, интерпретацию объективного значения и понятия как содержательного минимума значения 2 . Концепт пути , отражая сущность бытия—движение, является универсальным концептом человеческой культуры. Одновременно с этим, концепт пути/дороги/ жизненного пути/судьбы получает своеобразное преломление в сознании каж- дого индивида, обретая новые смыслы. Индивидуальное содержание концепта формируется под воздействием общечеловеческих, национальных, этнических и исторических факторов культуры. В монгольском устном народном и литературном творчестве концепт пути является одним из основных. Содержание и структуру концепта пути в миро- воззрении современного монгольского писателя Г. Аюурзаны (род.1970) можно установить, анализируя текст его романа «Формула души» 3 . Концепт пути/дороги/ 1 См. подробно: Степанов Ю. С., Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. С. 41–42. 2 См.подробно: Лихачев Д. С., Концептосфера русского языка. //Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., Academia, 1997. С. 280–287. 3 Аюурзана Г., Сvнсний томьёо. УБ.,2019. 250 х.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=