XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 335 Источниковедение и историография Китая средства на строительство. Имена жен реформаторов и суммы пожертвований печатались на страницах журнала «Шиубао»: «Жена Тань Сытуна Ли Гунжэнь (Ли Жунь) пожертвовала сто таэлей серебра и десять юаней на текущие расходы» 1 . В 1898 году вШанхае началось строительствошколы для девочек 2 под руководством Цзин Юаньшаня. В июне того же года проводились торжественные мероприятия в честь начала занятий, однако провал реформы 1898 года вынудил школу «закрыть свои двери». Первая женская школа закрылась, не выпустив ни одного специалиста. Оно Кадзуко заключает, что Лян Цичао в конце XIX понимал организацию образования китайских женщин исключительно в терминах «обогащения нации и усиления армии». Образование до детородного возраста считалось необходимым для формирования здоровой китайской расы. Национализм, как правило, был главной заботой реформатора, и проблема женского образования были подчинена проблеме сохранения нации. Старовойтова Е. О. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Российские дипломаты-выпускники Факультета восточных языков в Китае на рубеже XIX–XX вв. 3 С 1861 г., когда в Пекин прибыл первый постоянно аккредитованный рос- сийский посланник Лев Федорович Баллюзек (1822–1879), берет свое начало многолетняя история дипломатического представительства России в Цинской империи. Сотрудники российских дипломатических представительств в Китае 1 Ono Kazuko. Chinese Women in a Century of Revolution, 1850–1950. P. 29. 2 Христианские миссионеры активно занимались обучением молодых китайских женщин, начиная с 1844 г. В 1844 г., по-видимому, Мэри Энн Олдерси (Mary Ann Aldersey) из британского протестантского христианского миссионерского Общества содействия женскому образованию на Востоке основала в Нинбо первую школу для девочек в Китае. Общество работало в Назарете в Османской Палестине во второй половине XIX в. Позже, школы, управляемые миссионерами, открывались в «открытых» портах, и в 1902 г. в них обучалось более 4000 женщин. Плата за обучение не взималась, расходы на питание и одежду брали на себя студенты. Учебная программа состояла из лекций по истории христианства, а также по ведению домашнего хозяйству. Однако практика ранних браков не позволяла молодым женщинам находиться в школе до окончания учебы, поэтому, например, Методистская школа для девочек в Шанхае заключала контракты с родителями, согласно которым, школа сохраняла право отказа в браке до достижения девочками 20-летнего возраста, а также требовала, чтобы девочки сохраняли свои связи с миссионерскими группами. Таким обра- зом, школы были нацелены на подготовку миссионеров. Именно в этих обстоятельствах участники движения за реформы 1898 г. выступили за учреждение женских школ. 3 Исследование выполнено за счет гранта РНФ№ 22–28–00858: «Российские дипломаты в Китае (2-я половина XIX — начало XX вв.): внешнеполитическое и социокультурное измерения». https:// rscf.ru/project/22–28–00858/

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=