XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

334 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX Смирнова Н. В. (ПетрГУ, Петрозаводск) Оно Кадзуко об образовании для китайских женщин в программе реформ Лян Цичао конца XIX века В Токио в 1978 году вышла в свет книга японского ученого Оно Кадзуко «Китайские женщины в век революции, 1850–1950». В 1989 году дополненное издание было переведено на английский язык под редакцией китаеведа, историка и переводчика Джошуа А. Фогеля 1 . В Предисловии к японскому изданию Оно Кадзуко пишет, что была первой женщиной-студенткой, изучавшей проблемы Вос- точной Азии в Университете Киото. Интерес к истории китайских женщин возник у молодого ученого в ходе работы в исследовательской группе университета по проблемам китайской революции. Оно Кадзуко представила доклад о деятельности китайской революционерки Цю Цзинь (1875–1907). Первой работой по истории китайских женщин стало исследование на тему «Мысль об освобождении женщин в конце династии Цин», опубликованное в журнале «Шисо» (Shisō) в 1968 году. Затем Оно Кадзуко была приглашена в Женский университет Нара читать лекции на тему «История женского движения в современном Китае» (начиная с восстания тайпинов и заканчивая периодом после 1949 года). В книге «Китайские женщины в век революции, 1850–1950» Оно Кадзуко анализирует программу реформ Лян Цичао, видного китайского реформатора конца XIX в. В 1896–1897 гг. ЛянЦичао писал для журнала «Шиубао» («Shiwubao», издавался с 1896 по 1898 гг.) эссе «Рассуждения о реформе», в котором выдвинул аргументы в пользу образования для китайских женщин. Во-первых, заявил Лян Цичао, жен- щины, составлявшие половину населения Китая, являлись потребителями, так как не были обучены для работы на производстве. Учеба развивает профессиональное мастерство. Во-вторых, Лян Цичао подверг резкой критике точку зрения о том, что «только бесталанная женщина добродетельна». Знания полезны и в повседневной жизни. ЛянЦичао утверждал, что обученные китаянки могли бы дать основы знаний детям до 10 лет. Четвертым пунктом программы Лян Цичао был дородовый уход. Он доказывал, что физические упражнения помогут воспитать здоровое потомство и усилить армию. Как сохранить нацию, расу и учения? Как сохранить государство? Только усилив его, т.е. путем обучения мужчин и женщин, особенно женщин, а кон- фуцианство, т.е. «душа нации», должно помочь сплотить китайский народ. Приоб- ретение знаний женщинами и поддержание их физической формы было нацелено на развитие качеств производительных работников или детородных механизмов. Национализм был главным моральным оправданием образования женщин. Лян Цичао подготовил «Проект о строительстве женских школ» («Shiwubao» 45 (Oct. 21, 1897)), разработал «Правила вновь созданной китайской женской школы в Шанхае» («Shiwubao» 47 (Nov. II, 1897)), а жены многих реформаторов собрали 1 Ono Kazuko. ChineseWomen in a Century of Revolution, 1850–1950. Stanford : Stanford University Press, 1989. 255 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=