XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 289 Источниковедение и историография Китая различных магов и специалистов по оккультным техникам, массово концентриро- вавшихся при дворе. С другой стороны, конфуцианская экзегетическая, историче- ская и политическая мысль, вне всякого сомнения, впитала в себя представления об аномалиях и сверхъестественных явлениях, используя это для диалога с властью. Конфуцианство представляло собой сложное интеллектуальное явление, а зна- чение и функции представителей ученых- жу , очевидно, не было стабильным на протяжении всей истории его существования от Хань до Цин. Отсюда происте- кает вопрос: как ученые- жу осмысляли границу между каноническим и апокри- фическим/сверхъестественным (или точнее, как знания о сверхъестественном вписывались в представления ученых- жу о каноническом)? Как это влияло на традицию и принципы историописания? А также как представления о канонах с одной стороны и придворная политическая борьба с другой стороны повлияли на историческую теорию и политическую риторику? Варенов А. В. (НГУ, Новосибирск), Пан Т. А. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) К атрибуции картины «Кочевники» из музея Гугун в Пекине В последние годы отечественные археологи и этнографы при реконструкции одежды, обуви, головных уборов, конского снаряжения степных кочевых этносов, помимо добытых в процессе раскопок материалов, все чаще обращаются к изо- бразительным источникам древнего и средневекового Китая. Весьма показательна в этом плане статья Н. В. Хрипунова «Одежда знати Великой империи монголов в 1207–1266 гг.». В ней шесть раз приводятся ссылки на изображения, выполнен- ные на картине «Кочевники» ( 番骑图 Фаньци ту) — трижды в разделе о женских халатах и еще три раза — при описании теплых и утепляющих вещей 1 . До недавнего времени картина «Кочевники» (26,2 × 143,5 см, шелк, тушь, краски, музей Гугун, Пекин) практически единодушно приписывалась Ху Хуаню 胡环 (Ху Хуаю 胡镶 ) — киданю, жившему в империи Ляо 遼 (916–1125) в первые десятилетия ее существования, то есть, согласно традиционной китайской хроно- логии, в эпоху Пяти династий (907–960) 2 . На картине «Фаньци ту» нет подписи или 1 Хрипунов Н. В . Одежда знати Великой империи монголов в 1207–1266 гг. // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 5. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. С. 375, 376, 384, 385. 2 Чжунго жэньу хуа минцзо цзяньшан [ 中国人物画名作鉴赏。张弘主编 ] Собрание шедевров китайской фигуративной живописи. Под ред. Чжан Хуна. Пекин: Юаньфан чубаньшэ, 2004. С. 56. (на кит. яз.); Чжунго лидай минхуа цзяньшан [ 中国历代名画鉴赏。蒋文光主编 ]. Собрание известных

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=