XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

288 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX была коммерческим проектом. В заявленный период в Российской империи не было периодических изданий, которые транслировали адекватный образ Китая. Представления об этой стране у большинства авторов и читателей, ориентировав- шихся на одно-два издания, были поверхностными. Российские издательства имели разные организационные и исследовательские возможности. Только единичные издания, получавшие «свежие» сведения от мировых информагентств, представ- ляли объемную картину жизни Китая. Искажение фактов, было следствием: во-пер- вых, слабого информационного потока и нерегулярности поступления сведений; во-вторых, субъективных оценок авторов, большинство из которых не были оче- видцами событий, о которых писали; в-третьих, идеологической направленности периодических изданий, их отношения к политике собственного правительства. Подводя итог, следует отметить существенную роль российской периодиче- ской печати начала XX века в трансформации сложившегося ранее образа Китая. Либеральные и монархические (консервативные) издания посредством публика- ций китаеведной тематики внедряли в сознание российской общественности свои идеологические установки. Бонч-Осмоловская О. А. (ИВР РАН; НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) Помогут ли духи, или как конфуцианство и официальная историография относились к сверхъестественному В одном из своих докладов императору Чэн-ди (прав. 33–7 гг. до н. э.) ГуЮн 谷永 (ум. 11 г. до н. э.) писал: «[Ваш] слуга слышал, чтобы понять природу Неба и Земли, не следует дивиться душами усопших и духами» [ХШ, 25–2/1260]. Это увещева- ние было вызвано тем, что «в поздние годы император Чэн-ди был сильно увлечен душами усопших и духами», что, если следовать за мыслью Гу Юна, могло приве- сти к «несоблюдению образцовых речей Пятиканония». «Пятиканоние» (У цзин 五 經 ) —корпус из пяти текстов, канонизированных при западноханьском императоре У-ди в 136 г. до н. э. — стало интеллектуальным ядром «официальной» император- ской идеологии, будучи, однако, окружено сразу несколькими «неофициальными», но влиятельными апокрифическими традициями. К этому нельзя не добавить, что и в частной жизни ханьские императоры в немалой степени симпатизировали маги- ческим практикам и страшились так называемых сверхъестественных сил. В настоящей работе акцент будет сделан на феномене, свойственном конфуци- анской мысли, а также классическому китайскому историческому и политическому дискурсу: с одной стороны, ученые нередко ссылались на высказывание из Луньюя «Конфуций не говорил об удивительном и духах» [ Луньюй , VII-21/480], критикуя

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=