XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

272 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VIII придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно, в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру — гурпурб. При этом, даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому севе- роиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат). Мухаметханова А. И. (РГГУ, Москва) Экофеминизм в Индии как способ решения экологических проблем Понятие «экофеминизм» состоит из широкого спектра вопросов от вегета- рианского движения до защиты окружающей среды, оно приобрело всемирную известность с 1970-х годов. Активное участие женщин в защите экологически уязвимых ресурсов вдохновило интеллектуалов на изучение отношений между женщинами и природой. Таким образом, экофеминизм или гендерный энвайрон- ментализм стал отдельной областью исследований в Индии. Движение «Чипко» в Индии означает на хинди «объятие», и это идеальный способ описать действие, которое предпринимали активисты для спасения деревьев. Жители Гималаев просто обнимали дерево, когда человек с топором подходил, чтобы срубить его. Экологическая деградация оказала значительное влияние на расширение прав женщин, поскольку их выживание критически зависело от природы. Мужчинам приходилось искать работу в горах, а женщины возделывали землю. Они протесто- вали против вырубки лесов, потому что им приходилось тратить больше времени, чтобы собирать дрова для костра или листья для животных. Исходя из анализа литературы, можно сделать заключение, что это экологическое движение было совершенно ненасильственно, что не всегда характерно для соци- альных движений. Лидеры движения не смогли договориться о формальной струк- туре. Оно оставалось неформальным собранием местных жителей и добровольцев DGSM. УЧипко действительно были взаимоотношения с организацией самоуправ- ления деревни Дашоли «Dasholi Gram Swarajya Mandal» (DGSM), которая также боролась с коммерческими лесозаготовками. Движение сотрудничало с DGSM, но усилия Чипко не прекратились, когда DGSM прекратила свое существование 1 . 1 Schils N. Indians embrace trees (Chipko) to stop logging activity, 1971–1974. 2011.[Электронный ресурс]//Global Nonviolent Action Database. URL:  https://nvdatabase.swarthmore.edu/content/indians- embrace-trees-chipko-stop-logging-activity-1971–1974 (дата обращения: 14.01.23)

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=