XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 271 Источниковедение и историография Индии Деббарма, сын последнего правителя Трипуры. Партия пользуется огромной популярностью среди племенного населения, и в этих условиях исследования по истории княжеского периода приобретают новый оттенок. Таким образом, историография истории Трипуры сегодня широко представлена, появляются новые исследователи, направления и сюжеты. Среди жителей штата есть потребность в осмыслении и переосмыслении своей истории, это необходимо для преодоления проблем, связанных с многолетней межэтнической напряженно- стью и экономической отсталостьюштата. Это относится не только к племенному населению, изучение прошлого которого сегодня превалирует, но это также важно и для бенгальского большинства, которое уже несколько поколений проживает на территории штата и также нуждается в адекватном восприятии своей истории. Котин И. Ю. (МАЭ РАН, СПбГУ, Санкт-Петербург), Лемешкина К. В. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) «Барахмах» Нанака и дискуссия о реформе сикхского календаря В сикхских священных текстах — гурбани упоминаются традиционные пан- джабские месяцы: чет, вайсакх, джетх, харх, саван, бхадон, катик, магхур, пох, магх и пхагун. В составе «Ади Грантх» И. С. Серебряков выделяет две поэмы в жанре «барахмах» («двенадцать месяцев»), приписываемые Нанаку, о чем свидетельствует фраза «говорит Нанак» в конце каждой. Однако, как отмечает И. Д. Серебряков, «одно из них, в рага «тукхари», принадлежит самому Нанаку, а другое в рага «маджх» приписывается гуру Арджуну». Опираясь на эти тексты сикхские реформаторы предложили реформировать календарь. В докладе рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанак- шахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (шишья, сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестеле- сной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый последующий из которых считался реинкарна- цией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Вайшакхи (Байсакхи), Дивали) календарные даты событий сикхской истории, и, прежде всего — даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще в большей степени усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=