XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 261 СЕКЦИЯ VIII • SECTION VIII ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ ИНДИИ SOURCE STUDIES AND HISTORIOGRAPHY OF INDIA Бочковская А. В. (ИСАА МГУ, Москва) Дасам-грантх: вопросы авторства и компоновки 1 Появление собственных текстов у сикхов в XVII — начале XVIII вв. отражало этапы складывания новой веры. Обретение священной книги Ади-грантх / Гуру- грантх было важнейшим этапом в становлении сикхизма как самостоятельной религиозной системы. Одновременно оно ознаменовало начало отхода от раннего сикхизма — времен Нанака (1469–1539) и первых гуру, настаивавших на ненуж- ности священных текстов, храмов и прочих религиозных атрибутов, которые были хорошо знакомы жителям Пятиречья — индусам и мусульманам. Провозглашение Гуру-грантх одиннадцатым, «вечным», гуру наряду с созда- нием воинственной общины- халсы и прочими преобразованиями, проведенными Гобиндом Сингхом (1666–1708), позволило консолидировать сикхов в условиях их бесконечного противоборства с Великими Моголами: в правление падишаха Аурангзеба (1658–1707) оно достигло апогея. Но постепенно в сикхском сообще- стве начал формироваться новый вектор разделения по линии сикхи- халса («истин- ные» общинники) и не- халса (они же — сикхи-сахадждхари или санатан-сикхи, признававшие святость ряда индусских текстов и традиций). Конфликт между ними стал явным к концу XIX столетия, когда процесс формирования религиозных границ в сикхизме вышел на качественно иной уровень 2 . 1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–00293, https:// rscf.ru/project/23– 28–00293/ 2 Oberoi H. The Construction of Religious Boundaries: Culture, Identity and Diversity in te Sikh Tradition. Delhi, 1994.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=