XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 249 Источниковедение и историография Юго-Восточной Азии решительно отказываются признавать за Саньфоци какую бы то ни было связь с Шривиджаей. Таким образом, господствующее в учебниках представление о многовековой империи Шривиджая следует признать устаревшим. Игнатьев М. А. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Указы о сангхе от 1902 и 1941 гг. как основные исторические документы об устройстве буддийской монашеской общины Сиама (Таиланда) в первой половине XX в. Значимость указов о сангхе от 1902 и 1941 гг. как исторических источников трудно переоценить: именно они отражают основные тенденции религиозной жизни Таиланда (Сиама — до 1939 г.) и специфику устройства буддийской мона- шеской общины страны в обозначенный период. Перевод указанных документов на русский язык, выполненный автором статьи, позволяет выявить ряд интересных подробностей их содержания. Издание при короле Раме V Чулалонгкорне (годы правления 1868–1910) указа о сангхе от 1902 г. стало полномасштабным развитием административного аспекта реформы буддизма, инициированной его предшественником, королем Рамой IV Монгкутом. Именно в указе 1902 г. созданная королемМонгкутомноваяшкола мысли Дхаммаютика-никая—оплот рационалистического буддизма—впервые была упомя- нута как обособленная структурная единица в обновленноймодели сангхи 1 . Несмотря на явнуюнемногочисленность ее последователей, Дхаммаютика-никакая была «удо- стоена чести» называться одной из четырех основных частей монашеской общины, что само по себе прекрасно характеризует ту почетную, возвышеннуюроль, которую отводили этойшколе ее основатель, корольМонгкут, и его сын, король Чулалонгкорн. В самом широком смысле Указ 1902 г. стал отражением централизации сангхи, ее бюрократизации и систематизации, происходивших в рамках общей государ- ственной политики модернизации страны. Отечественный востоковед и буддолог В. И. Корнев следующим образом охарактеризовал издание Указа: «Изменения произошли и в характере отношений между государством и сангхой. В 1902 г. был обнародован первый декрет о создании административной системы сангхи, в основу которой была положена государственная система гражданской администрации» 2 . Помимо этого, в указе от 1902 г. проявилось разделение сангхи на «центр» и «окраины», которое, невыраженное напрямую, как бы оттеняло формальную 1 พระราชบัญญัติลกัษณะปกครองคณะสงฆ์ ร . ศ . ๑๒๑ [Королевский указ об административном управлении сангхой от 1902 года] // сайт правительственной газеты Ратчакиттьанубекса / URL: http://www.ratchakitcha.soc.go.th/DATA/PDF/ 2445/013/214.PDF (дата обращения 10.01.2023). С. 2. 2 Корнев В. И. Буддизм и общество в Таиланде // НародыАзии и Африки // М., 1981. Вып. 5. С. 44.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=