XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 229 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа ком значении принадлежности к определенному роду, аулу и селу 1 . В рамках этой тенденции творчество локальных художников, творивших в советскую эпоху, приобретает особую важность и становится отражением национальной культуры, тогда как исследователи большое внимание уделяют тому, как «народное творче- ство, история, культура и быт родного края … стали <для художников> источни- ком вдохновения и проникновения в мир духовных ценностейнарода» 2 . Пафос поставленной цели мешает восприятию художественное наследия в современном ему советском контексте. На сложность изучения преемственности в культурной традиции Кавказа ука- зывала З. У. Махмудова на примере обращения мастеров декоративно-прикладного искусства к имперской символике. В советское время не только исследование, но и хранение и собирание подобных вещей, будь то элементы костюма, ковры или украшения, было практически невозможно по идеологическим причинам 3 . Схожим образом характеризуется и современное отношение к социалистическим символам и сюжетам в искусстве народов Кавказа. В связи с этим, особый интерес представляют тенденции актуальной искус- ствоведческой историографии в изучении творчества кавказских художников, таких как Х. Мусаясул, М. К. Аветисян, А. Н. Волков, А. Акопян, М.-А. Джемал, К. А. Мурзабеков М. К.-М. Юнусилау и др., в особенности, в сравнении с тради- цией освещения их деятельности советскими исследователями 4 . Серкина Г. (ГЭ, Санкт-Петербург) Влияние культуры кочевников на сложение иконографии Святого Всадника Место зарождения христианства — Ближневосточный регион — с глубокой древности являлось перекрестком, где встречались и смешивались народы и пле- мена, скрещивались религии, культуры и традиции. Развитие и распространение 1 Малявина Г. И. Кавказ в культурном пространстве России. — Ставрополь. 2015. С. 33. 2 Байрамбеков М. М. Основатели профессионального искусства Дагестана. Искусство—Диалог Культур. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, 2020. С. 62 3 Гущян Л. С., Магомедова А. И, Махмудова З. У. Имперские символы в декоративно-прикладном искусстве Кавказа // Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ, Москва имени М. В. Ломоносова. 2016. № 4. С. 227–249. 4 Несмотря на сравнительно небольшое количество работ, можно выделить ряд специализиро- ванных монографий-каталогов, например: Искусство республик Кавказа и Средней Азии. М., 1992; Искусство советских республик Средней Азии и Закавказья. М., 1982; Башкиров А. С. Искусство Дагестана. Резные камни. М., 1931; Сычева Н. С. Из истории изучения восточной художественной культуры в СССР. М., 1978.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=