XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

228 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI Резаипуя А. (СПбГУ, Санкт-Петербург) «Способность места»: разъяснение Махмуда ибн Вали Балхи о причинах важности Балха Город Балх стал одним из центров силы Узбекского (Бухарского) ханства с 1526 года. Политическое и культурное значение этого города возросло в эпоху Аштарханидов (XVII в.), когда Балх стал вторым центром силы в ханстве после Бухары. В этот же период Махмуд ибн Амир Вали Китабдар Балхи написал энцик- лопедический труд под названием «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар». Важная часть этого труда посвящена городу Балху. Хотя описание Балха основано на книге «Фазаил-и Балх», автор добавил к ней важные описания, а также пересмо- трел и дополнил предыдущую информацию, изучив другие источники и проведя полевые исследования. Авторские описания и дополнительные сведения о Балхе до сих пор специально не изучались. Эти сведения важны как в целом (как своего рода политическая акция), так и как историческая информация. В докладе пред- принята попытка прочесть текст в соответствии с его историческим контекстом и проанализировать доводы, приведенные автором для разъяснения важности Балха, согласно истории Мавераннахра в XVII веке. Наше утверждение заклю- чается в том, что, учитывая усиление политических позиций Балха в XVII веке, была предпринята попытка обрести легитимность, ссылаясь на историю и религию и приводя аргументы в пользу позиции Балха. Рассматривая этот вопрос, Махмуд ибн Амир Вали начинает философскую дискуссию под названием «Способность места», высказав идею, что некоторые города обладают особым талантом. Изуче- ние этого вопроса может помочь лучше понять историю Узбекского (Бухарского) ханства, а также интеллектуальную историю урбанизма в Центральной Азии.  Сафонова Н. В. (ИВ РАН, Москва) Современные тенденции в искусствоведческой историографии народов Кавказа (на примере Дагестана) Современное искусство Дагестана, как и всего кавказского региона отличается большим разнообразием и находится под влиянием различных традиций: совет- ского прошлого, мусульманской культуры, национальной/этнической культуры и мирового актуального искусства. Построение новой «горской» идентичности 1 в постсоветскую эпоху во многом основано на присущем кавказским народам этноцентризме и традиционно высо- 1 Подробнее о поиске «горской идеологии» см.: Бабич И. Поиски современной «горской идео- логии» на Северном Кавказе. Кавказ и глобализация. Т. (1). 2006. Сс. 155–156

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=