XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

182 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI коллективные представления о пространстве, воспроизводит, модифицирует или пересматривает «воображаемые территории», т.е. дискурсивные конструкции про- странства, возникающие из сложного переплетения географии, власти и знания, отражающие социальные, религиозные и политические иерархии. В таком смысле пространство не только определяет географические или реальные границы, но одновременно содержит в себе и определенные не-пространственные культурные/ религиозные символы и ценности (мифологические предки, герои, сакральные войны или события, мусульманские «святые», места поклонения и т.д.). Утверждение и  нативизацию ислама в Бадахшане можно, вероятно, предста- вить как постепенный процесс смены изначального со-бытия типологически различных мифологических и теологических парадигм (доисламские верования и ислам) и последующего их переосмысления в риторических структурах нового конфессионального пространства. Конкретные формы, фактическое содержание, логика и практика религиозных движений в Бадахшане, о которых с той или иной степенью уверенности можно судить на основании письменных исторических источников, устных/фольклорных нарративов ( хикайат ), генеалогий ( насаб-нама ), образцов народной поэзии ( мадх ), являются результатом, по крайней мере отча- сти, смешения различных представлений, связывающих принятие исмаилитского мазхаба в Бадахшане с членами ахл ал-байт (Му ╝ аммад, ‘Али, Фатима, Хасан, Хусайн), шиитскими имамами (Джа‘фар ас-Садик, Мухаммад Бакир, Зайн ал-Аби- дин) и иранскими суфиями (Джалал ад-дин Руми, Фарид ад-дин ‘Аттар), которые хотя и не имеют реальных исторических оснований, тем не менее, составляют значительный пласт культурной памяти бадахшанцев, во многих отношениях определяя, конструируя и сохраняя религиозную идентичность памирцев, включая бадахшанскую общину исмаилитов в «осевое время» и воображаемую географию ислама. Вершинина М. В. (ИСАА МГУ, Москва) «Нам тоже надо приобщаться к наукам, чтобы не проиграть в борьбе за существование»: просветительская миссия азербайджанско-тюркских интеллектуалов по материалам газеты «Экинчи» (1875–1877 гг.) Одной из ключевых тем, поднимавшихся в дореволюционной периодической печати на азербайджанском тюрки, было просвещение мусульманского сообщества Южного Кавказа. Строительство школ и гимназий, чтение книг, газет и журналов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=