XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 181 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа Отдельные части произведения Сами неравноценны по изложенному в них историческому материалу. Первая часть представляет собой как бы общее введение и является компиляцией фактов из истории Бухары до вступления на бухарский престол эмира Музаффара. Вторая часть — это свидетельство современника, очевидца и участника о важнейших событиях в жизни Бухары за время царство- вания эмира Музаффара. Она охватывает период завоевания имперской Россией Ташкента и части Бухарского эмирата, а затем жизнь ханства непосредственно после этих событий. Именно эта часть заслуживает самого пристального внима- ния, так как является самым полным и обстоятельным описанием важнейшего исторического периода в жизни среднеазиатских народов. Таким образом, основное значение произведений Сами, как первоисточника заключается в том, что в них отражается внутренняя политическая и экономическая жизнь эмирата в период завоевания Средней Азии имперской Россией и после под- писания Бухарой вассальной зависимости. Подробно освещая ход военных действий между бухарскими и русскими войсками, Сами демонстрирует общую техническую и военную отсталость в стране и показывает, как бухарское войско в столкновении с таким противником, как Россия, оказалось совершенно недееспособным. Работы Ахмада Дониша и Абдулазима Сами представляют собой противопо- ложные взгляды на взаимоотношения России и Бухарского эмирата. Значение подобных источников трудно переоценить, так как они являются ценнейшим фактологическим материалом, дающим представление о завоевании Средней Азии Россией со стороны ее противников. Васильцов К. С. (СПбГУ, МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Морфология религиозного пространства Бадахшана: исмаилизм, шиизм ( исна‘ашарийа ), суфизм В XIX— начале XX вв. понятие «пространство» практически не играло само- стоятельной роли в гуманитарном знании в качестве предметной области научных штудий. Основным, с точки зрения методологии исследовательских программ, оставался принцип историзма, с его акцентом на временные (темпоральные) отношения. В этом смысле классическое востоковедение изучало не-западные общества в рамках иерархических структур — по сути дела географическая удаленность от Европы виделась не как за пределами Европы , а как до Европы , в культурном, политическом, технологическом и прочих смыслах. Иной взгляд на пространство, проблематизация его как специального объекта исследования связан с именами М. Фуко, А. Лефевра, Э. Саида, Э. Соджа, утверждавшим, что та или иная культурная традиция в значительной степени определяет и формирует

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=