XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 149 Источниковедение и историография курдов в изгнании, Нешат обращается к автобиографическиммотивам. «Монолог», пожалуй, самый акцентированный ее фильм на образах контраста между Востоком и Западом, тем не менее автор заостряет внимание не столько на политическом противостоянии, а на визуальномразнообразии регионов, своем собственномопыте пребывания в двух пространствах, на индивидуальных ощущениях и телесных практиках. В«Монологе»Западпредставлен территориейОлбани,штатНью-Йорк, отдельные кадры сняты во Всемирном торговом центре, Восток—Турцией, съемки проходили на юго-востоке страны в курдском городе Мардин, неподалеку от которого границы Сирии и Ирака. В «Монологе» архитектура стала важным аспектом инсталляции, поскольку здания представляют каждуюиз культур с ее традиционными ценностями. В пространстве музейного зала и/или на киноэкране она транслирует личный опыт пограничной идентичности посредством визуальных, слуховых и кинестетических импульсов. Линия взгляда зрителя колеблется между изображениями перемещения фигуры самойШирин Нешат по городам на Востоке и Западе. Если в работе ирано- американской художницы, Курдистан представлен как собирательный образ Востока, то для З. Доган курдский вопрос выступает основным в ее творчестве. В докладе будет проведен компаративный анализ женских образов в фотографиях и фильмах Нешат и серии рисунков З. Доган. В работах обоих авторов происходит растворение автобиографических практик в более широком культурном контексте. Произведения Нешат и Доган решают вопрос: «Что значит сегодня принадлежать какому-то месту?». Они задают этот вопрос, инсценировав «идентичность» как сим- волический процесс, который исторически специфичен, никогда не бывает полным и всегда субъективен. Работы обеих художниц действуют иносказательно и воздей- ствует на подсознание, обращается к политическим и социальным ограничениям метафорически. Авторы апеллируют к мотивам культурной памяти, личному опыту восприятия, идее самой традиции в прошлом и настоящем. История места и био- графия героинь соединяются в единое высказывание, точкой для сборки становится женское тело, фигура которого в кадре—проводник идеи множественной самоиден- тификации в контрастных географических ландшафтах и городских пространствах. Лебедева И. О. (ИВ РАН, Москва) Религиозные, философские и общественно- политические взгляды Ахмада Муфтизаде Фигура Ахмада Муфтизаде привлекает внимание исследователей в первую оче- редь благодаря его уникальной политической позиции, поскольку на заре революции 1979 г. он был единственным курдским лидером столь высокого ранга, ратовавшим за установление нового общественного порядка на основе исламских принципов

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=