XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

148 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция V Араб Шамилов в 1920-х годах пользовался безоговорочной поддержкой и покровительством партийных и советских властей Армянской ССР. Этому сви- детельство слишком лояльное отношение к его деятельности, каковое в те годы не допускалось в отношении армянских партийно-общественных и культурных деятелей. Даже после суда и исключения из коммунистической партии в 1929 г., его вскоре восстановили в судебном и партийном порядке. Между тем такая «демократия» не позволялось даже в отношении известных армянских деятелях. Кульминацией и бенефисом Араба Шамилова стала первая всесоюзная курдо- ведческая конференция в Ереване в 1934 году, как основного докладчика (в отличие от других—у него доклад был несколько десяток раз побольше) и как постоянного критика всех. В этом плане Араб Шамилов и по характеру и по виду деятельности коренным образом отличался от других молодих курдских деятелейАрмянскойССР. Не смотря в том числе и на отрицательные стороны, уверенно можно конста- тировать, что его деятельность и публицистика в 1920-х гг. сыграл важную роль в деле становления в Армянской ССР курдской советской культуры и государ- ственной политики в отношении курдов и езидов. Казурова Н. В. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Гендерный вопрос в искусстве художников в эмиграции (на примере курдских сюжетов в работах Ш. Нешат и З. Доган) Современное искусство авторов из мусульманских стран, проживающих на родине и в эмиграции, часто связывают с терминами «искусство хиджаба» и/или «экзотика» . Разумеется, тема ношения покрывала, угнетения, лишения женщин прав и гендерное неравенство в обществе популярный мотив в произведениях художников, в особенности в работах авторов-женщин. Тело становится главным символом протеста и объектом художественной игры. Посредством отсылок к телесному деятели искусства привлекают внимание аудитории к проблемам и от имени женского тела обличают многие противоречия социального и политического порядка как внутри своих стран (борьба консерваторов и реформаторов), так и за их пределами (столкновение привычек в повседневных практиках и этических установок в рамках западного и восточного образов жизни). Вдокладепойдет речь о соотношении социокультурного статуса ихудожественного образа женщин в творчестве прославленной американки иранского происхождения Ширин Нешат и известной курдской художницы Зехры Доган. В видеоинсталляции «Монолог» (1999), которуюможно читать как личнуюиполитическуюисторию, пере- даваемую через тело художницы и дающую понимание психологии и опыта жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=