XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

122 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV Корпуса стражей Исламской революции скорее выросла: в первых двух созывах она составляла 3–5 %, в последующих 7–8 %. Большую часть членов СЭ составляют выпускники Семинарии Кума, их доля выросла с 60 до 72 %. Второй по важности семинарией является Семинария Над- жафа в Ираке, доля ее выпускников упала с 19 до 12 %. Что касается светского образования, доля членов СЭ со степенями бакалавра, магистра и PhD выросла с 2 % (только бакалавры) в первом созыве до 22 %, но затем снизилась до 18 и 15 % в пятом созыве. Среди специальностей обладающих такими степенями основными являются философия, право и теология. Количество принадлежащих к партийным и религиозным группам неуклонно уменьшалось: с 12 до 2 %. При этом в первом составе высокая доля была за счет членов Исламской республиканской партии (ИРП). Члены Организации борюще- гося духовенства присутствовали в ней спорадически: по 2 % в первом и третьем созывах. Члены Ассоциации борющегося духовенства присутствуют в СЭ срав- нительно стабильно с долей 13–15 %. К основным регионам происхождения членов СЭ относятся Исфахан, Вос- точный Азербайджан, Фарс, Хорасан Разави, Кум, Мазендеран, Гилян, Тегеран и Керман. С территории этих останов рекрутировалось 50–60 % членов. Таким образом, за 40 лет, прошедших с момента первого созыва СЭ, его состав претерпел существенные изменения. Доля аятолл уменьшилась за счет рядового духовенства, доля ветеранов КСИР незначительно выросла. Роль выпускников Семинарии Кума стала больше, при этом доля выпускников семинарии Наджафа понизилась. Значительно увеличилась доля членов СЭ со светским образованием. При этом произошла департизация, в основном из-за роспуска ИРП. Параллельно сохранялось стабильное присутствие членов Ассоциации борющегося духовен- ства. 50–60 % членов СЭ происходят с территории 9 останов, что свидетельствует о высокой неравномерности представительства. В целом можно сказать, что СЭ ограниченно секуляризовался и департизовался, что свидетельствует о модерни- зационных процессах, происходящих внутри самого духовенства. Гезалова Н. (Институт истории НАНА, Азербайджан) Российские дипломатические миссии в Афшарском государстве Изучение истории дипломатических посольств и миссий имеет исключитель- ную важность для детального анализа международных отношений в XVIII в. В условиях отсутствия традиции пребывания постоянных дипломатических представительств Афшарского государства при Российском дворе основными

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=