Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 134

Секция VII
132
ships and navy units availed extensive information on the coastal states (including
China), in the ports of which these vessels used to call.
Е. Ф. Баялиева (ИВ РАН, Москва)
Кодекс законов династии Юань
至正條格
— 
новый источник по истории Китая
История Китая поистине неисчерпаема. Кажется, что уже практически
все известно и нет ничего нового, но жизнь преподносит сюрпризы. В
нашем случае — оригинал кодекса законов династии Юань, который был
обнаружен в 2002 г. в деревне Яндон близ города Кёнджу (Корея), при раз-
боре старинных документов в доме родоначальника семейства Сон. В 2007
г. найденный кодекс был издан в Южной Корее небольшим тиражом и почти
сразу стал библиографической редкостью. Сейчас кодекс законов династии
Юань находится в специальном павильоне Академии корееведения, где
хранятся старинные книги.
Кодекс законов империи Юань был создан в 1346 г., на 6-м году правления
императораШунь-ди (в Корее—2-й год правления короля Чхунмок-ван династии
Корё). В самом Китае не сохранилось ни одного экземпляра Юаньского кодекса.
Благодаря любезности монгольских коллег автору удалось получить ксеро-
копию этого кодекса. Имеющийся в кодексе объем законодательной информа-
ции—34
цзюаня
—статьи, регулирующие различные сферы государственного
устройства Китая.
Автор уже приступила к переводу текста
至正條格
.
Цель
исследова-
ния —
не
только
составить
перевод
еще
никем
не
изученного
кодекса
,
но
и
провести
сравнение
содержания
изучаемого
кодекса
с
уже
переведенными
в Китае материалами
из
известного
источника
元典章
.
В отечественном китаеведении эпохаЮань остается малоизученным перио-
дом. Сведения из классических китайских источников и научных исследова-
ний говорят о том, что законы Юань стали поворотным моментом в правовой
истории Китая.
В начальный период завоевания Китая монголы руководствовались своим
традиционным обычным правом, основные постулаты его были заложены
в монгольском уложении законов Яса (
札撒
zhasa). Яса не стал универсальным
кодексом, но его достоинством было то, что он служил основным источником
закона в период, следующий за падением династии Сун.
Многие новшества, привнесенные монголами, долгое время стояли как бы
особняком, являлись «особыми исключениями» в поле стандартных китай-
ских правовых традиций. Но со временем они были включены в китайскую
юридическую теорию и практику, превратились в стандартные юридические
положения.
1...,124,125,126,127,128,129,130,131,132,133 135,136,137,138,139,140,141,142,143,144,...436
Powered by FlippingBook