Секция V
106
роль при создании общей картины истории и особенностей Хивинского хан-
ства. Кроме того, «
Рузнама-йи сафар-и Хоразм
» и «
Сафарнама-йи Хоразм
»
являются важнейшими источниками, повествующими об этнокультурных
процессах в Хивинском ханстве середины XIX в., поскольку авторы приво-
дят факты из жизни казахских и туркменских кочевых племен, населявших
территории Хивинского ханства.
Р. Ю. Почекаев (НИУ ВШЭ, СПб. филиал)
Билики Чингис-хана — «правовая доктрина»
Монгольской империи
Билики, изречения Чингис-хана, нередко привлекали внимание исследо-
вателей. Но скудность информации о них приводит к самым разным предпо-
ложениям об их содержании, месте и роли в монгольском имперском праве.
Ряд авторов считает, что они составляли часть Великой Ясы Чингис-хана.
Другие специалисты полагают, что Яса содержала нормы материального права,
а билики — процессуального. При этом большинство исследователей, ссыла-
ясь на сообщения источников о том, что правители и судьи-дзаргучи должны
были знать билики и опираться на них в своей деятельности, считает, что
билики Чингис-хана непосредственно применялись в Монгольской империи
и государствах Чингизидов.
Более подробное ознакомление с содержанием биликов и упоминаниями
о них в источниках («Сокровенное сказание», «Сборник летописей» Рашид
ад-Дина, «Дастур ал-катиб» Мухаммада Нахчивани) позволяет не согласиться
с этими версиями.
Так, из источников известно о биликах не только Чингис-хана, но и его пре-
емников. Ясу же Чингис-хана изменять запрещалось, следовательно, билики
в Ясу не включались. Затем, билики по содержанию представляют отнюдь не
процессуальные нормы, а довольно абстрактные размышления Чингис-хана
политико-правового характера. Уже это свидетельствует о «доктринальном»
характере биликов как источника права. Наконец, ряд ученых видит в биликах
Чингис-хана продолжение древней тюркской традиции, в частности, проводя
параллели с «Кудатгу биликом» Юсуфа Баласагуни, который ни в коей мере
не является источником материального или процессуального права!
Итак, билики Чингис-хана являлись своего рода доктринальным источни-
ком— теорией и идеологией имперского права, которое служило основой для
собственно правовых норм, яс, ярлыков и судебных решений. Именно в таком
качестве (как основные принципы права) предписывалось знать билики членам
рода Чингис-хана, претендовавшим на ханский титул и судьям монгольского
имперского суда-дзаргу—чтобы руководствоваться не столько буквой, сколько
духом представлений Чингис-хана о праве и законности.