XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 771 Круглый стол: «Российские китаеведы и китайские книжные коллекции библиотек России» Часто датировка таких альбомов вызывает затруднение, в основном они относятся к периоду со второй половине XVIII по вторую половину XIX в. К первому типу таких альбомов относится — «Полное собрание изображений мяо провинции Гуйчжоу» ( Цюаньцянь мяоту 全黔苗圖 , шифр Xyl. F-27), который представляет собой рукописный альбом с иллюстрациями, хранящийся в Восточном отделе Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ. В альбоме содержится 28 описа- ний и иллюстраций народов, проживавших в провинции Гуйчжоу. Нумерация начинается с описания № 13, указывая, что альбом неполный. На белом фоне изображены сцены из бытовой жизни того или иного народа; люди (от 2 до 7 человек: мужчина, женщина, ребенок); животные (буйвол, овца, собака, тигр или птица); растения; боевое или охотничье оружие; предметы быта и сельского хозяйства (прялка, корзина, посуда, коромысло, мотыга). В общем виде струк- тура письменного комментария включает в себя наименование народа, место его расселения, информацию об одежде, основных видах занятия, обрядах перехода, нраве; редко встречаются историческая справка, сведения о контактах с цинскими чиновниками. По частотности упоминания отдельный интерес представляют собой сведения об одежде, а также технологиях изготовления и окрашивания одежды. Описание одежды может быть представлено несколькими характерными моделями. Самый краткий вариант упоминания представляет собой указание на схожесть с другим народом: «Их одежда и украшения, похоронные и свадебные обряды такие же, как у ханьцев» ( янгуан , св. 34) 1 . Второй вариант представляет собой лаконичные сведения о мужском и женском костюме: «Мужчины носят травяные плащи, женщины — короткие разноцветные юбки» ( маньжэнь , св. 19). Третий вариант описания является самым полным, включая одежду, обувь, украшения и прически. «Женщины собирают волосы длинными шпильками, вешают на уши большие серебряные кольца, [на шею] —серебряные ожерелья. Их одежда короткая, с цвет- ной узорной каемкой на рукавах. Мужчины и женщины ходят босиком. В горы карабкаются в варварских сандалиях, [продираясь] по густым зарослям» ( хэй-мяо (черные мяо) , св. 20). Кроме повседневной одежды в альбоме встречается упоминание обрядовой одежды и подробное описание военного костюма с амуницией. «Носят железные шлемы: сзади без защиты для [затылка и] плеч, спереди — с двумя полосками, прикрывающими лицо. Этот литой шлем очень тяжел. На теле носят желез- ные доспехи. Сверху напоминают [перекидной] наплечный кошель до сосков. Ниже — сделаны из железных колец и по форме выглядят как окружающая тело круглая клетка. Когда садятся, [доспехи] сгибаются, встают — [доспехи] выпрямляются. Примерный вес —30 цзиней 2 . Ноги защищены обхватывающими железными пластинами. Сильные [мужчины] в левой руке держат деревянный 1 Здесь и далее имеется ввиду название народа, выделенное курсивом, и порядковый номер свитка, указанный в альбоме «Полное собрание изображений мяо провинции Гуйчжоу». 2 Примерно 15 кг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=