XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 751 Круглый стол: «Интеллектуальная история стран Азии: люди, судьбы, идеи» для создания по-настоящему единой нации: язык, природу, историю, божественную и непрерывную императорскую династию и т. д. В основном она опиралась на наработки японских ученых-нативистов ( кокугакуся ) XVIII — первой половины XIX вв. В контексте этой точки зрения айны выступали в роли одного из «Других», на противопоставлении которым утверждалась уникальность японцев, помещаясь на временной шкале прогресса в прошлое и тем самым позволяя японцам видеть себя в настоящем рядом с западными державами. Вторая точка зрения опиралась на западный научный дискурс того времени и была сформулирована работавшими в Японии западными учёными, хотя корни её можно найти ещё у иезуитов XVI–XVII вв. Согласно ей, японцы представляют собой продукт смешения нескольких «рас»: монгольской, малайской, айнской и др. — набор «компонентов» мог отличаться от автора к автору. При этом боль- шинство сходилось в том, что айны представляют собой древнейшее население архипелага, затем имела место волна заселения с юга (малайцы), а самым поздним стало переселение монголоидов с континента. Эта теория была впоследствии вос- принята и активно развита первым поколением японских антропологов, наиболее известным из которых можно назвать Цубои Сёгоро (1863–1913). В своих работах, написанных накануне и после Русско-японской войны, Цубои отстаивал идею о том, что именно в смешанном происхождении японского народа и разнообразии жителей современной Японии кроется потенциал прогресса и военного могущества, поскольку прогресс — это результат отбора и конку- ренции, которые отсутствуют в полностью однородном обществе. Он полагал, что сами японцы представляют собой «смесь малайцев, корейцев и айнов», а в Японской империи проживают также «коренные жители Тисима, некоторые из которых смешались с жителями Карафуто, айны, уроженцыТайваня», а на островах Огасавара, населенных малайскими народами, есть также жители европейского происхождения. Признавая, с одной стороны, смешанность происхождения самих японцев, а, с другой, многонациональный состав современной Японской импе- рии, Цубои, как будто бы отвечал на опасения многих интеллектуалов, видевших в расширении границ империи угрозу чистоте японского народа. Yu Danhong (Xiamen University, China) A comparison between Chinese “Harmony Culture” and Russia’s “Sobornost” In terms of connotation, “Harmony Culture” has the following meanings: firstly, “Harmony is most precious”. We should give consideration to moral norms and harmony, shouldn’t pursue an unprincipled harmony. Secondly, “Harmonious but

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=