XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

750 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XXI японской государственности: быть ли Японии моноэтническим национальным государством или становиться многонациональной империей. Интересно, что и сегодня жители Японии не пришли к единому ответу на вопрос о том, кто они и откуда. В 2019 году Парламент Японии принял «Закон о продвижении мер по созданию общества, в котором будет уважаться достоинство айнов», в котором айны называются коренным народом Японского архипелага. Фактически, это стало первым шагом в сторону отказа от представлений о Японии как о моноэтническом государстве, господствовавших в обществе несколько десятилетий назад. В данном докладе будет предпринята не претендующая на полноту попытка рассмотреть в исторической перспективе место айнов в дис- куссии о японской нации, а именно различные формулировки идеи об общем происхождении японцев и айнов. В период Мэйдзи дискуссия о японской нации оказалась тесно связанной с вопросами этногенеза японцев, этнической истории Японского архипелага, запад- ным дискурсом нации, империализма, колониализма и т. д. В действительности интерес к этим вопросам наметился в Японии ещё в предшествующий период Токугава (1603–1867), и уже тогда некоторые японские мыслители испытали влияние западных идей и представлений. Сходства японской и айнской культур отмечались многими авторами, посещав- шими Хоккайдо и другие земли айнов в конце XVIII — первой половине XIX в. Для большинства из них опыт общения с айнами был чем-то совершенно новым, и они вольно или невольно игнорировали факт непрерывного взаимодействия японской и айнской культур в течение предшествовавших столетий, отчего воз- можность культурных и языковых заимствований не рассматривалась ими для объяснения сходств. Не стоит недооценивать и политические причины теорий об общем происхождении: многие представители властной и интеллектуальной элиты Японии того времени считали важность освоения айнских земель ввиду угрозы со стороны России чересчур переоцененной и говорили о необходимости оста- вить всё как есть. Особенно эту позицию разделяли власти княжества Мацумаэ, которое с начала XVII в. обладало монопольными правами на торговлю и другие отношения с айнами. Для них именно отличия айнов от японцев были значи- мым политическим капиталом, источником легитимности многих политических и торговых практик. Поэтому такие люди, как Могами Токунаи и Хата Авагимару, подводили определенную идеологическую основу под весьма спорные на взгляд многих перспективы перевода айнских земель под прямое управление бакуфу. В период Мэйдзи дискуссия о японской нации также была связана с вопросом о родстве японцев и айнов и в основном представляла собой противостояние двух точек зрения. Согласно первой, на которую в основном и опирались идеологи мэй- дзийского правительства, японский народ во главе с императором был неразрывно связан с Японским архипелагом и все вместе они являлись продуктом деятельности божеств, что нашло отражение в древнейших мифах. Эта точка зрения выделяла японский народ среди других и позволяла задействовать множество инструментов

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=