XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 749 Круглый стол: «Интеллектуальная история стран Азии: люди, судьбы, идеи» На раннем этапе вступительный взнос в ассоциацию составлял 10 йен, а член- ский — 12 йен. Публиковался ежегодный отчет в виде журнала «Токийское гео- графическое общество», где содержались заметки о геологоразведочных работах и о делах иностранных коллег. Однако в 1893 г. оно слилось с Географическим обществом, и унаследовало «Журнал о географии» (яп. 地 学雑 誌 Тигаку засси ). Кроме того, был создан каталог общества, ежемесячно проводились собрания с отчетностями, составлен свод правил. Взяв пример с Королевского географического общества, Токийское заинтересо- валось зарубежными трудами и проспонсировало некоторые изыскания. С 1910 по 1916 г. оно уже проводило собственные исследования в центральной и южной частях Китая, что было позже отражено в третьем томе «Отчета о географических исследованиях Китая», первом томе «Полевого справочника находок», двух гео- логических и четырех географических картах, и стало выдающимся достижением для Японии того времени. В 1900 г. Министерство образования одобрило Токийское географическое общество в качестве академической организации (до этого оно скорее было науч- но-профсоюзной институцией). В настоящее время Токийское географическое общество продолжает широко обсуждать важность и увлекательность изучения земли на публичных лекциях и выставках, что напрямую связано с его главной целью — развития и распро- странения наук о Земле. Большинство социально значимых проблем Японии (энергетические ресурсы, природные катаклизмы и прочее) так или иначе связаны с геофизическими явлениями и геологией в целом, что обуславливает ценность деятельности общества. Щепкин В. В. (ИВР РАН, Санкт-Петербург ) Цубои Сёгоро и идеи об общем происхождении японцев и айнов Период Мэйдзи (1868–1912) стал для Японии временем формирования совре- менного национального государства и, как его условия, единой японской нации. Для этой цели на протяжении всего периода задействовались самые разные идео- логемы и инструменты. При этом всё это время не утихала дискуссия о том, какая она, японская нация—чистая или смешанная? Этот вопрос порождал и целый ряд других: что означает «быть японцем» и можно ли «стать японцем»? являются ли японцы коренным народом Японского архипелага или «захватчиками»? а если они «смесь» различных коренных этнических групп, то каких именно? Эти вопросы не были пустым теоретизированием, ведь они определяли ход дальнейшего развития

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=