XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

746 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XXI ( Китаб мавалид ар-риджал ва ан-ниса ), также приписываемая Абу Машару. Сочинение под этим заглавием дошло до нас в большом количестве рукописных текстов, созданных в разных частях арабо-мусульманского мира, что позволяет судить о его большой популярности 1 . Анализ нескольких манускриптов, атрибутируемых как «Книга гороскопов мужчин и женщин», показал серьезные расхождения между различными вари- антами текста: часто это практически совершенно разные сочинения под одним названием, имеющие, впрочем, единую структуру (описание физических и пси- хических свойств рожденного, а также краткая характеристика различных аспек- тов его жизни, расположенные по порядку знаков зодиака). Техника вынесения астрологического суждения в них отличается простотой, если не сказать прими- тивностью, совершенно несвойственной другим дошедшим до нас сочинениям Абу Машара. При этом в этих рукописях также содержатся рецепты по буквенной магии и тексты молитв, призванные ослабить негативное воздействие планет. Подобная информация выходит за рамки аристотелевской парадигмы влияния небесных тел на земные дела и отсутствует в сочинениях, которые бесспорно атрибутируются как принадлежащие Абу Машару. Все это позволяет поставить под вопрос аутентичность приписываемых знаменитому астрологу разнородных текстов, ходящих под названием «Книга гороскопов мужчин и женщин». Тем не менее, магические и религиозные фрагменты сочинений вписывают их в рамки мусульманской картины мира и придают «чуждым», «языческим» знаниям новое ценностное измерение. Именно это обстоятельство, вкупе с доступностью изложения материала и его практической направленностью, а также авторитетом имени Абу Машара, обеспечило популярность и преемственность передачи этих текстов вплоть до того, что один из них был многократно издан в печатном виде с тем же названием и пользуется широкой популярностью у современных араб- ских читателей. Соколов О. А. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Идея угрозы мусульманскому сакральному пространству в арабской культуре Нового времени Арабоязычный антиколониальный дискурс XIX–XXI вв. изобилует упомина- ниями об угрозе, которую современные европейцы, изображаемые как наследники крестоносцев, представляют мусульманскому сакральному пространству. Исходя из широкого распространения антикрестоносного дискурса в общественной 1 Yamamoto K. Abu Mashar Jafar ibn Muhammad ibn Umar al-Balkhi // The Biographical Encyclopedia of Astronomers, Springer Reference. New York: Springer, 2007. P. 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=