XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

744 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XXI В первой главе книги подробно излагаются истоки монгольской истории, а также даётся обзор политогенеза в Центральной Азии, который сравнивается аналогичеными процессами в Китае. Также затронута проблема происхождения этнонима «монгол», который он связывает с упомянутой в танской хронике кате- горией «Мэнгу» [Амар 1989: 26]. Вторая глава рассматривает государственность хунну. Народ хунну автор назы- вает предками монголов. В разделе подробно рассматривается легенда о шаньюе Модэ (в оригинале Модун хаан) [Амар 1989: 36]. Большое значение автор придает и тому, что народ хунну был широко известен в Европе. Описывая владычество хуннов над Туркестаном и Джунганией (в оригинале Жунгар — Зүүн гар), Амар ссылается на труды Грумм-Гржимайло [Амар 1989: 36]. Третья глава рассматривает государственность Сяньби, основанную ТанШиху- аем. Далее показан процесс формирования государства Тоба. Четвертая глава более основательно описывает период расцвета государства Тоба. Это было время междоусобных войн, приведших к созданию империи Вэй, а затем и к противостоянию государства Вэй (которое Амар именует Юанвэй) с жужанями [Амар 1989: 45–57]. Пятая глава повествует о Великом тюркском каганате (Их Түрэг Улс), о выда- ющихся политических деятелях эпохи: Эльтересе, Бильгэ хане, Тонькуке, Кюль- тегине. Шестая глава книги рассказывает о государстве уйгуров, начиная с Пэйло и Моюнчура. Подробно рассмотрен процесс распространения среди уйгуров буддизма (Шахиямунийн шашин) и манихейства (Мани шашин) [Амар 1989: 75]. Седьмая глава рассматривает государство Киданей (империю Ляо) с момента его возникновения до падения и ухода Елюй Даши в долину Амударьи и до соз- дания государства кара-киданей. Империя Великое Ляо (Дай Ляо), как отмечает автор, была предшественницей государства Чингисхана [Амар 1989: 83]. Восьмая глава описывает империю Цзинь (Алтан Улс), борьбу с которой вели монголы (начиная с киданей и заканчивая Чингисханом) [Амар 1989: 85–89]. Девятая глава посвящена потомкам Бортэ-Чино, войне с татарами и чжурже- нями (Алтан Улс) [Амар 1989: 89–101]. И, наконец, последняя, наиболее проблемная десятая глава книги, посвящена Чингисхану (Чингис хааны үе) [Амар 1989; 101–192]. Подробно описано детство Тэмуджина, его завоевания и первые годы после его смерти — противостояние между Хубилаем и Аригбукой [Амар 1989: 184–192]. Для монголоязычной историографии начала ХХ века образ Чингисхана был знаковым, так же как и тесно связанная с ним идея политического единства монгольских народов. Историография для многих национальных деятелей была возможностью выдвижения определённых политических программ. Обращение к Чингисхану как к некоему основополагающему образу монгольской государ- ственности было важно, поскольку становилось некой формой легитимации монгольской государственности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=