XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 743 Круглый стол: «Интеллектуальная история стран Азии: люди, судьбы, идеи» введены представления о цикличном развитии истории и сохранении историче- ских форм общественного устройства. Эти идеи создают мост между западным и восточным пониманием всемирного исторического процесса, соединяя два интеллектуальных полюса. Михалев А. В. (БГУ, Улан-Удэ) «Монголын товч түүх» как источник по исторической политике в революционной Монголии «Путём перелицовки неоднозначных страниц истории под необходимые тому или иному государству параметры она (историческая политика — прим. А. М .) решает актуальные политические задачи как внутри страны, так и на между- народном уровне» [Дюков 2010: 133]. В этом контексте «Монголын товч түүх» (Краткая история Монголии), написанная почти сразу после революции 1921 г. крупным политическим деятелем А. Амаром, представляет собой интересный образец национальной истории. Она была создана политиком (автор — пре- мьер-министр страны в 1928–1930-х и 1936–1939-х гг.), что наложило на неё свой отпечаток, характеристики, свойственные политическому тексту. Текст А. Амара далёк от критериев научного исторического текста, заложенных Л. фон Ранке, и абсолютно не снабжён ссылками и справочным аппаратом. Его работа была приурочена к десятилетнему юбилею республики и являлась первым томом пятитомника по истории Монголии. Период до 1911 г. должен бы подготовить А. Амар, но из планировавшихся первых трёх томов был написан всего один. Четвёртый том, посвящённый периоду автономии, писал Л. Дэндэв, а пятый, описывающий историю революции, — Х. Чойбалсан, Д. Лосол, Г. Дэмид. Книга А. Амара — это один из первых светских исторических трудов в новей- шей истории Монголии, в котором была предложена модель истории страны, ставшая после демократических реформ 1990-х гг. базовой. Противоречивые оценки, высказанные Амаром в 1930-е гг., на длительное время определили судьбу этой работы, её фактически исключили из научного оборота. Другой монгольский политик и революционер Э.-Д. Ринчино крайне критично отозвался о данном труде: «Амор принялся писать историю Монголии, что не плохо, но он напустил такого густо-красного национализма, что можно просто задох- нуться». Следующее переиздание история Амора выдержала лишь в 1989 г. (Улаанбатаар, Улсын Хэвлэлийн Газар), когда в Монголии начался новый виток нациестроительства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=