XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
742 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XXI обмена (ко:кан ё:сики). Его аргументация исходит того, что если, экономический базис — это способ производства, то невозможно объяснить экономическую систему докапиталистических обществ. Философ утверждает: «Хуже того, мы по-прежнему не в состоянии понять даже капиталистическую экономику. Сама капиталистическая экономика зависит от своей «идеологической надстройки», а именно, от широкой системы, основанной на деньгах и кредите» 1 . Организация общественных отношений в рамках его концепции строится на системе корреляции между деньгами и товаром или способ обмена. Каратани Кодзин соединяет марк- систскую теорию с концепцией Марселя Мосса о даре и таким образом получает четыре способа обмена, движущих мировую историю: Способ А. Репицрокный обмен (дар и ответный дар) — стадия общественных отношений «нация». Способ В. Захват и перераспределение (патрон-клиентские отношения) — стадия общественных отношений «государство». Способ C: Товарообмен (деньги и товар) — стадия общественных отношений «капитал». Способ D: X (комбинация всех трех способов) — модель будущего, вероятное общественное устройство «мировая республика». Каратани Кодзин соединяет теории общественного развития, обмена, капитала, структур общества и истории ХХ столетия и кантианскую и марк- систскую философию с буддийским (восточноазиатским) представлением о циркулярном движении времени. Общественные отношения начинаются с реципрокности и к ним должны прийти в будущем. Японский мыслитель широко использует терминологию мир-системного подхода И. Валлерстайна и А. Самира, и представляет будущий мир как мир глобального согласия. Хотя И. Валлерстайна в 2010-х гг. отошел от идеи «мирового правительства»: он предрек миру несколько десятилетий турбулентности и переход к новому устройству, который соединит элементы мир-империи и мир-экономики. Мыслители разделяют общее представление о сложносоставном характере общественных отношений середины XXI в., однако тональности характери- стики Валлерстайна проникнута писсимизмов, в то время как Каратани смотри в будущее оптимистически. Каратани Кодзин широко известен на Западе и в Китае, главные из его работ опубликованы на английском и на других европейских языках, некоторые статьи были переведены на китайский язык. Тем самым Каратани наметил путь от наци- онального критика литературы к признанию в глобальном научном мире. Его рефлексия над кантианской философией и наиболее важными трудами западной исторической, социологической и экономической мысли позволили раздвинуть рамки национальной науки. Япония в его концепции фигурирует в качестве частного, а не уникального случая. Тем не мнее, в саму структуру аргументации 1 Karatani Kojin. The Structure of World History: From Modes of Production to Modes of Exchange. С. 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=