XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 739 Круглый стол: «Интеллектуальная история стран Азии: люди, судьбы, идеи» Леленкова А. В. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Рабиндранат Тагор и его видение Японии и японского народа после революции Мэйдзи Один из величайших мыслителей Востока конца XIX — первой половины XX вв. Рабиндранат Тагор (1861–1941) был известен не только своей многогранной творческой деятельностью, но и умением концептуально мыслить и объективно оценивать исторические процессы и их влияние на дальнейшее развитие общества. Что касается понятия самого общества, то Тагор придерживался мнения о том, что его следует разделять на два обширных ареала — Запад и Восток, что было обусловлено наличием отличных культурно-исторических факторов и идейно-фи- лософских основ. Рабиндранату Тагору за свою жизнь довелось много путешествовать и позна- комиться с культурами не только стран Азии, но и Европы и Америки. В числе многочисленных стран, в которых он побывал и вел свою деятельность, оказалась и Япония. Тагор впервые посетил Японию в сентябре 1916 г. и провел там месяц с целью изучения особенностей культуры и более близкого знакомства с наро- дом этой страны. Можно сказать, что событием, предшествовавшим его визиту в страну восходящего солнца, стало знакомство Тагора с японским философом и мыслителем Окакура Какудзо в 1902 г. в Индии. После общения с Окакура Тагор пришел к мысли о важности самого существования феномена японской культуры в мире Востока и необходимости её более глубокого изучения и пони- мания представителями других народов Азии. Более того, оказалось, что оба общественных деятеля придерживаются концепции «единой Азии», некоторые идеи которой Окакура позднее выразил в своих работах «Пробуждение Японии» (1905 г.) и «Идеалы Востока, выраженные в искусстве Японии» (1920 г.). Таким образом, приехав в Японию, Рабиндранат Тагор достаточно ясно осознавал, какие аспекты общественной и культурной жизни страны представляют для него наи- больший интерес. Но даже несмотря на это осознание, особенности менталитета и жизненного восприятия, свойственные только японской нации и не присущие остальным народам Азии, стали для него откровением. С другой стороны, Тагор заметил и некоторые негативные изменения в миро- ощущении японцев под влиянием проникновения западной «цивилизации». Это связано с тем, что с открытием Японии в середине XIX века после её длительной изоляции правительство начало проводить политику активной модернизации всей общественной жизни страны. Основной целью проведения революционных преобразований, затрагивающих государственную и социально-экономическую системы, а также военное устройство, стало недопущение превращения Японии в очередную колонию стран Запада, что на тот момент уже произошло с другими азиатскими странами. Новое японское правительство осуществляло программу реформ путем заимствования западных технологий и идей, однако при этом ста-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=