XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 737 Круглый стол: «Интеллектуальная история стран Азии: люди, судьбы, идеи» В противовес политическим неудачам Го-Сиракава, правящего по системе инсэй с 1158 г. вплоть до своей смерти в 1192 г., его культурная гегемония наблюдалась на всем протяжении его правления. Со второй половины XII в. по заказу императора создавалось изрядное коли- чество образцов литературы, живописи, предметов искусства. Особую популярность получают иллюстрированные свитки- эмаки . Их появ- ление как и пик их популярности приходится на вторую половину XII в. и XIII в., в последующие века интерес к  эмаки не угасал. Очевидно, что начало популяр- ности было положено благодаря личному интересу Го-Сиракава. Так, по заказу императора один за другим появляются свитки- эмаки «Гаки-дзо:си» 餓鬼草紙 («Свиток о голодных существах-прета», XII в.), «Дзигоку-дзо:си» 地獄草紙 («Свиток о преисподней», XII в.), впоследствии будет создан «Ямаи-но со:си» 病 草紙 («Свиток о хворях» XII в.) и «Кусо:си-эмаки» 九相詩絵巻 («Свиток о девяти этапах разложения [человеческого тела]», XIII в.), «Хогэн сумо-дзу эмаки» 保元相 撲図絵巻 («Свиток о состязаниях сумо годов Хогэн», XII в.) и многие другие. По своему содержанию они имели довольно широкий диапазон — от сугубо буддий- ских картин до детального изображения повседневной жизни жителей столицы Хэйан-кё. Император являлся самым значимым и частым заказчиком свитков-э- маки в стиле ямато-э. В картинах свитков явно просматривается неподдельный интерес к жизни за пределами дворцовых покоев. Свитковая живопись эмаки не была единственным увлечением императора Го-Сиракава: он также прослыл большим любителем и знатоком народной поэзии имаё-ута. Имаё-ута 今様歌 это род популярных песен вака о жизни простых людей, часто с фривольным содержанием, распевались столичными «женщинами для удовольствия» асоби-онна на лодках в устьях столичных рек, где они принимали своих гостей. Этот жанр вака был на пике популярности с середины эпохи Хэйан вплоть до конца эпохи Камакура. Для своего времени считался новомодным стилем стихосложения, в противовес придворным стихам  сайбара . Форма имаё ута — восьмистишия с чередованием слогов 7–5–7–5–7–5–7–5 и цезурой после 4-й строфы. Ярким примером имаё-ута является «Ироха-ута» — знаменитое стихотворение для запоминания азбуки ироха. Это увлечение точно так же, как и эмаки, носило у Го-Сиракава характер маниакальной одержимости, чем обыкновенного интереса. Из 10 свитка его сочинения «Рё:дзин хисё:», которое будет подробнее рассмотрено далее, известно, что сам Го-Сиракава с самой ранней юности увлекался имаё , потратив в общей сложности на постижение этого искусства десять лет. Император мог распевать имаё целыми днями, а прослышав об особо талантливой певице, зазывал ее к себе в покои и просил петь без остановки. Сам он трижды срывал голос из-за чрезмерного пения. Асоби-онна были основными исполнительницами и носителями традиции популярных песен имаё . Асоби-онна упоминаются примерно в пятидесяти

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=