XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

736 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XXI тризма. Примечательна, например, характеристика Гойером «внутреннего строя государственной жизни Китая», три тесно взаимосвязанных центра сосредоточе- ния власти в котором он определяет как «Китай «мандаринов» (чиновный, правя- щий Китай), Китай свободной интеллигенции (по кит. «шеньшы» [шэньши], по англ. gentry или literati, по франц. notables), то есть людей свободных профессий, но облеченных авторитетом вследствие их познаний и опыта, и наконец, Китай общинной, семейной единицы. Первый правит страной сверху, последний снизу, а средний нормирует их взаимоотношение, соединяя «правительство» с «наро- дом». Эти три начала, всегда существовавшие в Китае и существующие по всей стране без исключения, составляют государственный стяг страны» 1 . В докладе представлены наиболее имагологически значимые сюжеты, которые содержатся в обширном комплексе секретных донесений Л. В. фон Гойера, составивших несколько архивных дел РГИА. Активная фаза разведывательной деятельности Гойера была прервана в начале 1911 г. на фоне быстрого политического сближения Петербурга и Токио, проти- воречившего его антияпонским настроениям. Редкую возможность поставить вопрос как о долгосрочной эволюции представлений Льва Викторовича о Вос- токе, так и об определенных связанных с этими представлениями константах дает опубликованный им спустя четверть века в парижской эмиграции, где он активно участвовал в масонском движении, сборник «Семилепестковый лотос: Тибет — Корея — Монголия — Япония — Китай — Индо-Китай — Индия» (Париж, 1936), который представляет собой попытку художественно-литератур- ной стилизации в духе «восточных притч» и до сих пор оставался за пределами интереса исследователей. Кикнадзе Д. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Меценатская деятельность японского императора Го-Сиракава (1158–1192) Несмотря на устоявшийся в японской историографии образ монашествующего императора Го-Сиракава как неудачного политика, неблагоразумного правителя, изначально не годившегося на эту роль, у императора есть и иной образ: через популяризацию свитковой живописи эмакимоно жанра рокудо-э и песенной поэзии имаё-ута правитель предстает нам глубоко верующим буддистом, тонким ценителем прекрасного и истинным представителем хэйанской придворной культуры. 1 РГИА. Ф. 560. Оп. 28. Д. 395. Л. 13–14.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=