XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 733 Круглый стол: «Интеллектуальная история стран Азии: люди, судьбы, идеи» не знают представлений о первоэлементах. В них отсутствуют логические опре- деления и цепочки логических рассуждений, иерархия категорий, представление о первоначале, о пределе и о беспредельном. Таким образом, построения жрецов и ученых древней Месопотамии, с нашей точки зрения, нельзя назвать философ- скими текстами 1 . Следует рассмотреть терминологию процедур смыслопорождения в шумерском и аккадском языках. Шумерский глагол šag 4 dab ‘мыслить’ буквально означает «схватить сердце/внутреннее». Шумеро-вавилонское представление о знании предполагало существование как открытого, так и закрытого (тайного) познания мира. У каждого слова, как и у печени жертвенного животного, был свой знак ( ittu ‘знамение’), за которым читался смысл ( libbu ‘сердце’) сказанного. Для того чтобы понять знак и смысл написанного, рекомендовалось применять особые герменевтические практики, основанные на интерпретации. Буквальное понима- ние, основанное на внимании и сопровождавшееся размышлением, обозначалось глаголом ḫasāsu . Когда же требовалось интерпретировать текст, употреблялось аккадское слово šutābultu ‘интерпретация’, которое происходит от глагола ‘сме- шивать вещества, подсчитывать, оценивать’ > ‘понимать’. Интерес представляют и сами аккадские конструкции смыслопорождения, состоящие из предлогов и сочетания предлогов/частиц с существительными. Предлог ana , имеющий, как правило, направительное значение, здесь употребляется в значении ‘соотносится с’. Имеется в виду соотношение термина с более частотным или авторитетным примером, но не этимология в современном научном смысле. Предлог aššu упо- требляется в пояснительных текстах в своих основных значениях ‘потому что, вследствие того, что’ и обозначает каузальные (либо квази-каузальные) связи. Существительное libbu ‘сердце’принимает значение предлога и означает ‘подобно тому, как’, выполняя функцию введения в цитируемый текст 2 . Автор доклада предполагает, что в письменной культуре древней Месопота- мии существовали только три типа мышления. Мифопоэтическое мышление, свойственное царским надписям и литературным текстам, характеризуется использованием фантастических сюжетов и тропов. Спекулятивное (отвлечен- ное) мышление, ярко проявившееся в гадательной, законодательной и коммен- таторской литературе, основано на ассоциациях знаков письма и слов из двух разных языков, а также на установлении каузальных и квази-каузальных связей между событиями. Научно-практическое мышление (характерное для списков, хозяйственных текстов, а также для текстов из области грамматики, математики, астрономии и медицины) представляет собой фиксацию мыслительных операций без выведения доказательства и построения теории. 1 Емельянов В. В. Существовала ли вавилонская философия? // Вопросы философии. 2023. № 2 (в печати). 2 Frahm E. Babylonian and Assyrian Text Commentaries: Origins of Interpretation (Guides to the Mesopotamian Textual Record 5). Münster, 2011; Gabbay U. The Exegetical Terminology of Akkadian Commentaries. Leiden, 2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=