XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

732 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки СЕКЦИЯ XXI • SECTION XXI КРУГЛЫЙ СТОЛ: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ: ЛЮДИ, СУДЬБЫ, ИДЕИ» ROUND TABLE DISCUSSION: “INTELLECTUAL HISTORY OF ASIA: PEOPLE, DESTINIES, IDEAS” Емельянов В. В. (СПбГУ, Санкт-Петербург) О типах мышления в древней Месопотамии В докладе проводится полемика с монографией 1 и статьей М. ван де Миропа 2 , который настаивает на том, что в древней Месопотамии с начала ее истории существовала самостоятельная философия. Определено, что философское выска- зывание может быть только авторским и обязательно подвергается критике со стороны других авторов. В философском рассуждении о мироздании обязатель- ным является принцип непосессивности всеобщего. Мироздание понимается философами как единство всего сущего. В то же время мироздание мыслится состоящим из первоэлементов. В философском мышлении есть иерархия кате- горий, представление о первоначале, о пределе и о беспредельном. В отличие от философов, авторы текстов на шумерском и аккадском языках были безымянными, не цитировали и не критиковали друг друга. В их рассуждениях всеобщее всегда связано с принадлежностьюмножества вещей одному субъекту, а мировой порядок понимается исключительно как власть. Мироздание предстает в шумеро-аккадских текстах как множество обладаемых вещей. Клинописные тексты до V в. до н. э. 1 Mieroop van de M. Philosophy before the Greeks: the Pursuit of Truth in Ancient Babylonia. Princ- eton, 2015. 2 Mieroop van de M. Theses on Babylonian Philosophy // Journal of Ancient Near Eastern History. 2018. Vol. 5 (1–2). P. 15–39.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=