XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 729 Круглый стол: «Традиционализм в современных государствах Азии и Африки» очередь, был расчёт на помощь и поддержку США, которые позиционировали себя поборниками свободы и демократии, противниками колониализма и угнетения. Однако, условия предоставления западной помощи и её характер, существенно затрудняли выход освободившихся государства Азии и Африки на уровень равно- правных участников международного сотрудничества, так как результатом такой «поддержки» стало формирование косвенной зависимости этих стран от своих западных партнёров, которая определяется понятием «неоколониализм». В этой ситуации советская военная и финансовая помощь, значительно менее обременительная с точки зрения политических и финансовых обязательств, ока- залась более привлекательной для ряда молодых освободившихся государств. Их попытки реализовать социалистическую модель, идеологически обосновав свои цели и задачи в многочисленных концепциях «туземного социализма», свидетельствовали о стремлении объединить модернизм и традиции, при этом традиционные ценности часто интерпретировались как органичная часть соци- ализма — «социализм, освящённый традицией», что конечно не имело ничего общего с марксизмом 1 . Для включения этих стран в орбиту своего влияния и пре- одоления сложностей в применении базовых понятий классического научного социализма к традиционному восточному обществу в СССР была сформулирована теория «социалистической ориентации», призванная поддержать дружественные радикальные режимы 2 . К концу 1970-х гг. ситуация для освободившихся государств Азии и Африки стала складываться неблагоприятно. Модель советского коммунизма вошла в противоречие с традиционной восточной социально-экономической структурой и системой ценностей и оказалась неприемлема из-за её классового характера и атеистической направленности. А капитализм западного образца утвердил власть той части элиты афро-азиатских стран, которая ставила на первое место собствен- ное обогащение, следствием чего стала чудовищная коррупция, злоупотребление властью и формирование диктаторских режимов для её удержания. Невозможность преодолеть неравноправие и зависимость от развитых госу- дарств в рамках «западной» модели, разочарование в перспективах применения «советской» модели в своих странах способствовали поискам собственного алгоритма развития с учётом этнокультурных традиций и цивилизационных особенностей. Концепция «третьего пути» с её опорой на национальную иден- тичность стала примером современного осмысления традиционной политической культуры, основой которой на Востоке всегда была религиозно ориентированная картина мира, божественная гармония, мир и порядок, гарантом которых являлось государство во главе с верховным правителем, воплощающим сакральные силы. 1 Левин З. И. Общественная мысль на Востоке (Постколониальный период). М.: Вост. лит., 1999, 196 с. С.128–156. 2 Примаков Е. М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX — начало XXI века). М., 2012. 414 с. С.70–71.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=