XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

726 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XX В ходе работы применялись конструктивистский, мифо-символический, соци- окультурный и функциональный подходы. Для сбора эмпирической информации и первичного анализа «диортотических проектов» КНР и КР (Тайвань) использован дескриптивный метод. Социокультурные мифы китайского национального сообщества, например, « Идеальное общество Великого единения », « Будущее Китая — социалистический путь развития », « Культурная революция необходима для ревизии традиционных ценностей » и т.п. имеют онтологическую концепцию, которая позволяет им свободно существовать в парадигме национальных мифов. Функция социокуль- турных мифов заключается в том, чтобы регулировать социальные противоречия, интерпретировать возникающие явления в ситуациях политической нестабиль- ности, вербализируя ценностные подходы и стереотипы восприятия социальной реальности на ментальном уровне формирования национальной идентичности. Функции социокультурного мифа тождественны тем функциям, которые выпол- няет политический дискурс, как-то: • Интеграция и дифференциация групповых агентов. • Развитие конфликта и установление консенсуса. • Расширение поля действия национального мифа и его интересов. • Манипуляция массовым сознанием 1 . С этим успешно справляются «диортотические» мифопроизводные, использу- ющие символы и культурные архетипы данного сообщества. Мифы спасения или коррекции «поврежденного» китайского мира обращаются к норме исправления, существующей вне социальной системы, они апеллируют к двум базовым состоя- ниям общества — «идеальное» 大同 (Dà tόng) и «общество малого процветания» 小康 (Xiăo kāng), якобы имевшим место в китайской истории и обеспечивающим действенность конфуцианского идеала. Мокрушина А. А. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Арабская социальная карикатура: острые проблемы общества в визуальной форме За последние десятилетия наблюдается серьезный перенос внимания в интер- нет-сферу. Каждое крупное издание или телеканал, общественная организация или политическая партия имеет собственный сайт, количество пользователей социальных сетей постоянно растет, а читатель получил возможность узнавать новости максимально быстро, пользуясь разнообразными приложениями. 1 Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 / Е. И. Шейгал. Волгоград, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=